Парламентарий предлагает дополнить Налоговый кодекс положением об установлении нулевой ставки для предпринимателей на период ограничительных мер, которыми следует считать не только карантинные ограничения, но режим чрезвычайной ситуации (ЧС) и ситуации повышенной готовности.
В пояснительной записке к проекту подчеркивается, что такая мера позволит предпринимателям высвободить средства на выплату зарплат работникам в условиях уже знакомых им нерабочих дней с сохранением заработной платы.
Правительство инициативу депутата не поддержало. В отзыве кабмина говорится, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, земельный налог и налог на имущество физлиц — к местным налогам, и реализация законопроекта приведет к выпадению доходов региональных и местных бюджетов.
При этом уточняется, что у региональных властей, законодательных органов исполнительной власти городов федерального значения, а также муниципальных образований уже есть полномочия определять налоговые льготы, в том числе и при реализации ограничительных мероприятий в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Однако сам Сергей Катасонов «крест» на своем законопроекте не ставит. «Закон должен быть рамочный, решения должны приниматься на местах – в субъектах. И в отзыве правительства об этом и говорится», — сказал депутат «Газете.Ru». По его мнению, Госдума нового созыва с учетом ее новых полномочий может такой закон принять, так как он выгоден всем. «Бизнес выживет в сложных условиях, а субъекты не должны будут выделять лишние деньги для его поддержки или просить субсидии у Мишустина», — сказал он.
Выпадающие доходы бюджетов будут, но это лучше, чем если они потеряют налогоплательщиков, уверен депутат. В среднем регионы могут недополучить 100 млн рублей каждый. Поэтому Катасонов считает, что в регионах его инициативу поддержат. Но в некоторых регионах сложилось иное мнение
Заместитель председателя правительства Алтайского края Денис Губин в беседе с «Газетой.Ru» назвал инициативу депутата «предвыборной активностью».
«Любые выпадающие доходы должны чем-то компенсироваться, и по бюджетному законодательству и по жизни, из представленной информации не понятны источники компенсации — есть ли они вообще, — парирует Губин. — Для бизнеса предложены на период пандемии несколько пакетов мер, часть которых действуют и по настоящее время. Кроме того существуют иные меры поддержки: субсидирование, компенсация процентной ставки, льготные кредиты, фонд микрозаймов, гарантийный фонд, фонд развития Алтайского края и другие».
В том, что законопроект будет принят, сомневаются и бизнесмены. Основательница сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова сказала «Газете.Ru», что «законопроект можно вообще не читать, так как правительство дало отрицательное заключение».
«Ведь как обычно, реализация законопроекта приведет к выпадению доходов из бюджета», — сказала Татулова, отметив, что за две недели действия QR-кодов в Москве закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый год — 220.
«Принятие данного закона вызывает большой скепсис, так как в пандемию в бюджете денег стало существенно меньше, и поэтому все инициативы, направленные на снижение доходов бюджета, крайне редко получают поддержку», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» генеральный директор компании «Finhelp» Павел Вешаев.
К тому же, основные налогоплательщики имущественных налогов — средний и крупный бизнес (около 360 тысяч компаний), а от локдаунов страдает в основном малый бизнес, который использует льготный налоговый режим и не платит данные налоги, отмечает Вешаев. И рассчитывать на их отмену даже в чрезвычайных ситуациях нет смысла, поскольку имущественный и земельный налоги приносят бюджету около 750 млрд рублей в год.
££
«Имущественный налог в последние годы стал для бизнеса заметным бременем, в первую очередь из-за резкой переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости. И конечно, освобождение от него на период ограничительных мер стало бы подспорьем [для бизнеса]», — считает Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Однако, по его словам, законопроект Катасонова нарушает существующую логику «вертикали» налоговой системы. Налоги на имущество организаций и физлиц (включая ИП) зачисляются в региональные и местные бюджеты соответственно. И устанавливать льготы по этим налогам уполномочены именно представительные органы региона или муниципалитета.
Правда далеко не все они пользуются такой возможностью. В аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова отмечают, что в 2020 году ставки по налогу на имущество организаций были снижены только примерно в половине субъектов РФ (около 40 субъектов), порядка 45 регионов используют максимальную ставку в 2% без каких-либо изъятий, либо с минимальными изъятиями для бизнеса. В отношении субъектов МСП, применяющих специальные режимы налогообложения, пониженные ставки применяются только в 11 регионах.
«Очевидно, законопроект Катасонова предполагает «принудительное», без уточнения позиции регионов, обнуление налога при вступлении в силу ограничительных мер. Но вряд ли возможно увязать действие таких мер, которые изобретаются властями практически на ходу, изменяются и отменяются (недавний пример с QR-кодами в Москве это подтверждает) с таким резким и однозначным шагом, меняющим параметры регионального бюджета. Кроме того, все имущество разное, и не все оно перестает использоваться даже при ограничениях, поэтому в логике финансовых властей такая льгота может представляться необоснованной», — подытожил Титов.