11 лучших фильмов Акиры Куросавы
Самый европейский среди японских режиссеров Акира Куросава родился 110 лет назад в Токио. Его отец происходил из клана самураев, а мать принадлежала к семейству торговцев. После периода увлечения живописью в юности, Куросава решил заняться кинематографом и стал одним из пяти главных постановщиков послевоенного времени вместе с Микеланджело Антониони, Ингмаром Бергманом, Андреем Тарковским и Федерико Феллини.
Его творчество охватило почти всю вторую половину XX века, а сюжеты и персонажи вошли в универсальный киноязык, несмотря на обилие уникальных исторических и культурных деталей японского быта. Визуальная выразительность, оригинальность повествования и несгибаемый гуманизм завоевали Куросаве уважение среди зрителей и кинокритиков, а его влияние на западную культуру признали ведущие кинопремии — за свою работу он был удостоен главных призов Венецианского и Каннского кинофестивалей, а также трижды становился обладателем «Оскара».
11 лучших фильмов японского режиссера — в фотогалерее «Газеты.Ru».
close
Свой первый фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (1943) Куросава снял в разгар Второй мировой войны, в 1943 году. Фильм был отмечен тяжелой печатью милитаристской пропаганды, сделавшей ему дурную славу – экранизация романа Цунэо Томиты о дисциплине и готовности принести себя в жертву вышла в год начала призыва студентов в ряды японской армии. Однако со временем для зрителей на первый план вышли мастерски поставленные сцены поединков и необычная сюжетная структура «Гения дзюдо», ставшего первым фильмом о боевых искусствах, который дал рождение не только отдельному направлению в кинематографе, но и целому жанру в мире компьютерных игр – любой современный файтинг или его элементы непосредственно наследуют дебюту Куросавы.
Первым по-настоящему своим фильмом, снятым без вмешательства студий, цензоров и других «старших товарищей», Куросава называл работу 1948 года «Пьяный ангел» . Она была снята под сильным влиянием американских детективных нуаров и отличалась подчеркнуто западным взглядом на мир в пику японскому традиционализму, на который опиралось милитаристское правительство императора Хирохито. Пьяный ангел также стал для Куросавы первым опытом работы с актером Тосиро Мифунэ, вместе сотрудничество с которым продлится 17 лет.
Вышедший ровно в середине столетия фильм Куросавы «Расемон» (1950) разделил историю мирового кинематографа на «до» и «после». Показанное в нем непреодолимое противоречие между показаниями четырех свидетелей одного и того же убийства стало не только метафорой утраты людьми взаимопонимания, но и отразило распространившийся после войны моральный релятивизм. Идея отсутствия истины, непривычная манера актерской игры и предвосхитившие бум на японские хорроры элементы восточной мистики не только открыли японскому кино дорогу на Запад, но и стали бездонным источником вдохновения для всех последующих поколений американских и европейских режиссеров.
Завоевав на Западе славу и признание благодаря «восточной» природе своих фильмов, Куросава обратился к европейской классике. В фильме «Жить» (1952) он переосмыслил рассказ Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», продемонстрировав нетрадиционное для своей страны отношение к жизни и смерти. Обозначив веху в становлении японского гуманизма, работа Куросавы также стала идеальной схемой для множества европейских и американских фильмов о переосмыслении ценностей на пороге смерти – от «Достучаться до небес» до «Красоты по-американски»
После нескольких экспериментов с фильмами на историческую тематику, в 1954 году Куросава решил полноценно попробовать свои силы в японском традиционном жанре «дзидайгэки» — исторической драмы о похождениях самураев. Действие эпоса «Семь самураев» он перенес во вторую половину XVI века, детально воссоздав быт и нравы того времени. Реалистичность исторической фактуры вдохновила Бергмана и Тарковского обратиться к средневековым сюжетам своих стран, а сюжет о группе наемников, взявшихся защищать небольшой город по просьбе угнетенных местных жителей вдохнул новую жизнь в американские вестерны.
Еще одним фильмом Куросавы, оказавшим мощное влияние на фильмы о крутых и неразговорчивых парнях, стал «Телохранитель» (1961) . История самурая XIX века, стравившего между собой два враждебных клана, легла в основу первого вестерна «долларовой трилогии» Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли и впоследствии многократно переосмыслялась другими авторами.
Куросава стал последним из режиссеров «большой пятерки», кто пошел на отказ от черно-белого изображения в пользу выразительности цветной пленки. Фильм «Под стук трамвайных колес» (1970) (в оригинале – звукоподражание «До-дэс-ка-дэн») стал его первой работой за пять лет. Чтобы обновить свою творческую манеру, постановщик отказался от сотрудничества со «своими» актерами и перешел к более атмосферному стилю повествования. Картина жизни нищих обитателей современных японских трущоб встретила негативную реакцию сразу после выхода на родине Куросавы, однако с годами фильм приобрел статус «культового» и стал считаться самой оригинальной работой в и без того уникальной фильмографии режиссера.
Актеры Максим Мунзук и Юрий Соломин в фильме «Дерсу Узала» (1975) После провала на родине Куросавы его фильма «Под стук трамвайных колес», в карьере режиссера наступило время сотрудничества с кинематографистами из других стран. Второй «Оскар» после «Расемона» Куросаве принес фильм советско-японского производства «Дерсу Узала» 1975 года по мотивам произведений Владимира Арсеньева. С идеей снять фильм на русском языке к Куросаве обратился постановщик «Тихого дона» Сергей Герасимов, а одну из главных ролей в картине об Уссурийском крае и дружбе Арсеньева с опытным таежным охотником сыграл Юрий Соломин.
Кадр из фильма «Кагемуся: Тень воина» (1980) Еще через пять лет помочь живому классику в осуществлении его замыслов решили коллеги из США. По легенде, Фрэнсис Форд Коппола предложил Куросаве мощную финансовую поддержку, узнав об отказе японских студий работать со «сложным» режиссером. Результатом стал один из его самых масштабных фильмов «Тень воина» 1980 года. История мелкого воришки XVI века, выдающего себя за великого воина стала одним из программных произведений 70-летнего постановщика и завоевала ему главную награду Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь».
Свои тревоги, связанные с наступлением нового времени и сломом прежних представлений о морали и нравственности Куросава выразил в красочном фильме «Ран» (1985) . Для этого режиссер повторно обратился к творчеству Уильяма Шекспира – после экранизации «Макбета» в 1957 году (фильм «Трон в крови»), он взялся за другую знаковую трагедию английского классика и перенес в японские декорации сюжет «Короля лира», создав одну из своих самых доступных работ позднего периода.
Кадр из фильма «Сны Акиры Куросавы» (1990) Эфемерные и поэтические «Сны» 1990 года Куросава задумывал как фильм-прощание, в котором он хотел закрыть ряд важных для своего творчества тем и обозначить свое видение текущего положения дел в мире. Несмотря на то, что после этого он снял еще два фильма, именно «Сны» носят характерный для последнего высказывания элегический оттенок. В восьми новеллах нашли отражение мысли великого режиссера об экологии, гуманизме, войне, жизни и смерти, науке и религии, а в небольшом эпизоде, посвященном Винсенту Ван Гогу легендарного художника сыграл другой классик кинематографа – Мартин Скорсезе.
Акира Куросава (23 марта 1910 — 6 сентября 1998)