Российское военно-историческое общество (РВИО) впервые опубликовало фундаментальную «Историю мировой культуры», подготовленную Академией наук СССР в 1941 году, сообщают «Известия». 840-страничный первый том планировавшегося трехтомника прошел цензуру и был подписан к печати, однако из-за начала Великой Отечественной войны его публикацию отложили, а после публиковать не стали.
Оцифровка производилась с уцелевшего корректурного экземпляра, принадлежавшего лаборанту кафедры истории Древнего мира МГУ Тамаре Шепуновой — автору небольшого раздела в книге, хранившей экземпляр в своей библиотеке. Недавно она скончалась, и «История мировой культуры» была передана Российскому военно-историческому обществу, которое выложило труд на сайт «История.рф».
По словам пресс-секретаря РВИО Владислава Кононова, над книгой работало первое поколение советских историков. «Кто-то из них погиб на фронте, кто-то репрессирован. О том, что сохранился один экземпляр машинописи из 200 корректурных экземпляров, стало известно буквально месяц назад. Мы сразу же взялись отсканировать эту книгу. «История мировой культуры» с древности до Нового времени — серьезнейшее научное исследование и гигантский вклад в изучение истории мировой культуры», — говорит Кононов.
Научное направление, в рамках которого выдержана книга, называют «объективизм 40-х годов». Современные ученые рассматривают эту тенденцию как временную «победу старой школы над агрессивным марксизмом».
В состав авторского коллектива вошли 17 ученых, многих из которых ждала непростая судьба. Египтолог из Ленинградского университета Николай Шолпо погиб на фронте. Профессор МГУ Георгий Кара-Мурза — в катастрофе самолета. Сотрудник Эрмитажа Андрей Борисов умер от истощения в блокадном Ленинграде. Доцент Ленинградского университета Игорь Снегирев и профессора Николай Пунин и Матвей Гуковский были репрессированы после войны, двое из них скончались в лагерях.
Как рассказала доктор исторических наук Марина Бобкова, первый том был посвящен культуре первобытного общества, Древнего мира и Средневековья. «Второй том должен был охватывать историю культуры капиталистического общества, третий — историю культуры народов СССР. Эта книга не была издана, потому что она оказалась вырванной войной из контекста своего времени и пространства. Сегодняшняя публикация книги — это наша победа над временем и забвением», — уверена Бобкова.