Экспертный совет премии за достижения в области современного визуального искусства «Инновация» объявил претендентов на награду.
В главной категории — «Произведение визуального искусства» — на награду претендуют Аня Желудь и ее реализованная в GridchinHall «Последняя выставка» перед открытием «негалереи» «Обочина» и арт-резиденции в собственном доме в Подмосковье, опера «Марево» группы ПРОВМЫЗА и композиторского дуэта Марка Булошникова и Кирилла Широкова в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства, выставка «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» Арсения Жиляева в Третьяковской галерее, а также «Пространство борьбы» Владимира Селезнева и «Заброшенные утопии. Коньковый завод» Леонида Тишкова, которые были показаны в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале.
В номинации «Кураторский проект» представлены Андрей Ерофеев с ретроспективой классика российского соц-арта Леонида Сокова «Угол зрения» в ММСИ, Юрий Альберт с выставкой «Московский концептуализм. Начало», Виталий Пацюков с двухчастным проектом «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», Ярослава Бубнова с основным проектом 2-й Уральской индустриальной биеннале «Самое себя глаз никогда не видит» и Анастасия Рябова с «Президиумом ложных калькуляций» в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.
За премию в номинации «Новая генерация» будут бороться Тимофей Радя (Radya) с «Превыше всего», Иван Плющ с «Процессом прохождения 2», группировка ЗИП с проектом «Этот цех борется за звание образцового», Дмитрий Морозов (::vtol::) с «Тишина лжет» и участники коллективного проекта «Варвары. Ожидание затягивалось».
В шорт-лист «Регионального проекта современного искусства» вошли выставки «Течения: Самарский авангард, 1960-2012» (Самара), хроника работы екатеринбургских арт-резиденций и итоговая выставка, VI Международный художественный симпозиум «Аланика» во Владикавказе, выставка, научная конференция и образовательная платформа «SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное» (Калининград — Марибор, Словения), а также выставки Ильи Долгова «Гербарий» в воронежской галерее Х.Л.А.М.
В категории «Теория, критика, искусствознание» представлены Екатерина Андреева с исследованием «Угол несоответствия. Школы нонкоформизма. Москва-Ленинград. 1946-1991», Борис Гройс с материалами к прошедшему в Москве симпозиуму «Возвращение к концептуализму» (Moscow Symposium: Conceptualism Revisited), книга Елены Петровской «Безымянные сообщества», программа лекций Виктора Мизиано и Терезы Мавики к «Московской летней кураторской школе» и работа Александра Боровского «Северный грифель». Статьи о графическом (1978-2012)».
В прошлом году призовой фонд премии был увеличен и составил 3 миллиона рублей, поровну от государства и спонсоров.
В общей сложности в адрес организаторов конкурса было прислано 309 заявок. Проекты номинантов можно будет увидеть на выставке, которая пройдет в ГЦСИ с 21 марта по 5 мая, а победители будут названы на торжественной церемонии в Москве 9 апреля.