Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина открылся 6 сентября 1939 года в Ленинграде под названием Театр эстрады и миниатюр. В его создании участвовали 3инаида Рикоми, Надежда Копелянская, Роман Рубинштейн, Петр Снопков и другие деятели культуры. Первым руководителем нового театра стал продюсер Исаак Гершман, при котором легендарный Аркадий Райкин пришел на работу в качестве конферансье.
Через три года года после основания Ленинградского театра миниатюр Райкин почти на сорок лет стал его художественным руководителем. Во время войны артисты театра выступали на аэродромах, палубах боевых кораблей и в зонах артиллерийских позициий. Несмотря на всенародную любовь, из-за еврейских корней у Райкина были серьезные противники в правящих структурах.
«Григорий Романов, первый секретарь Ленинградского обкома партии, просто ненавидел Райкина.
Все свои спектакли маэстро поначалу обкатывал в Москве. Фактически сдавал — там ведь министерство культуры. Зато потом имел возможность показывать их беспрепятственно в Ленинграде, который очень любил», — говорил ныне покойный артист Роман Карцев в комментарии изданию «Факты».
По словам писателя Нины Катерли, Романов был «первым антисемитом города» и заявлял, что «все евреи — это граждане страны — потенциального противника». Она также говорила, что он «люто ненавидел всех деятелей культуры, которые не «приспосабливались». При Романове из Ленинграда были вынуждены уехать Сергей Юрский и Аркадий Райкин, а Иосифа Бродского и Сергея Довлатова выгнали из страны.
Под давлением партийного руководства Ленинграда, не поощрявшего злободневность спектаклей, в начале 1980-х годов Театр эстрады и миниатюр был вынужден переехать в Москву. Через год в составе нового поколения актеров в театр пришел сын Райкина Константин, до этого работавший в «Современнике».
В июне 1987 года после первого капитального ремонта в здании театра была представлена премьера спектакля «Мир дому твоему». В том же году театр миниатюр переименовали в Государственный театр «Сатирикон». Сын Райкина связал это название с «миром сатиры и юмора», в котором жил его отец.
«Кроме того, был такой журнал в начале прошлого века, где печатались русские писатели Зощенко, Теффи и другие. «Сатирикон» был у Петрония, где рассказывалось в комическом и сатирическом ключе о жизни римского общества. Был «Сатирикон» у Феллини. Нас привлекла туманность этого названия.
Никто толком не знает, что это такое, но у меня есть ощущение этого слова. Корень ясен — сатира, но необязательно его придерживаться», — говорил Константин Райкин.
Он стал главой театра после смерти отца 17 декабря 1987 года. Главной целью Райкина-младшего стало формирование нового драматического репертуара. Через пять лет театр был переименован в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
На сегодняшний день театр является постоянным участником и лауреатом многих международных и российских театральных фестивалей. В активе культурного учреждения имеются такие награды, как четыре Государственные премии РФ, четыре премии «Золотая Маска», Международная премия Станиславского, премия имени Товстоногова, «Кумир», «Триумф», «Чайка» и «Хрустальная Турандот». Самыми успешными спектаклями за все время существования театра считаются «Служанки» Жана Жене в постановке Романа Виктюка, «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта, срежиссированная Владимиром Машковым, шескпировский «Гамлет» Роберта Стуруа и другие.
В 2013 году в Москве состоялось открытие двух корпусов культурно-развлекательного центра, посвященного Райкину. В первом помещении на станции метро Марьина роща расположился торговый центр «Райкин Плаза», а во втором — высшая школа сценических искусств и Открытый театр. Во время ремонта здания театра постановки «Сатирикона» проводятся в помещении «Планеты КВН».