Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Пошляк и подонок литературы»: последняя война Михаила Зощенко

Зощенко против советской власти: как угасал великий писатель

125 лет назад, 10 августа 1894 года, родился классик русской литературы Михаил Зощенко. «Газета.Ru» рассказывает о трагедии великого писателя, судьбу которого изменило одно-единственное постановление.

Михаил Зощенко пережил две мировые войны. В ходе Первой он, потомственный дворянин, был награжден пятью боевыми орденами, а также получил серьезнейшее отравление газом, из-за которого у молодого человека возникли проблемы с сердцем. Хотел пойти сражаться за родину Зощенко, на тот момент уже звезда отечественной литературы, и во времена Великой Отечественной, попросив в военкомате отправить его на фронт как «имеющего боевой опыт», однако в итоге получил отказ и был вынужден ограничиться службой в противопожарной обороне, а также написанием патриотичных рассказов, фельетонов, сценариев к пьесам и фильмам. Наконец, он являлся непосредственным участником и Гражданской войны — добровольно поступив в ряды Красной армии, Зощенко принял участие в битвах под Нарвой и Ямбургом с отрядом Станислава Булак-Балаховича.

Была в жизни классика русской литературы и еще одна — последняя и, возможно, едва ли не самая сложная лично для него — война, из которой он вышел полноценным победителем лишь спустя годы после смерти и которая превратила великого сатирика в «униженного» и «уставшего» старика, не «имеющего ничего в дальнейшем».

Эта война началась во многом неожиданно — отношения Зощенко и советских властей до поры до времени складывались достаточно благополучно для писателя (особенно на фоне того, что происходило с некоторыми его коллегами). Конечно, безоблачной ситуацию назвать было нельзя: его общее положение не являлось совсем уж простым, к сочинениям автора относились как к чему-то легкому и — в глобально-политическом смысле — не особо важному, Иосиф Сталин, согласно легенде, считал писателя банальным литературным шутом. И все же вплоть до объявления войны гитлеровской Германией Зощенко был скорее в фаворе номенклатуры, чем вне его: его творения издавались огромными тиражами, сатирик с успехом гастролировал по стране, удостоился почетного тогда ордена «Трудового Красного Знамени», да и в плане финансов, мягко говоря, не бедствовал.

Вся эта идиллия, однако, окончательно и бесповоротно рухнула в 1946-м, когда было издано печально известное «Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Некоторые историки полагают, что в данном случае Зощенко натурально не повезло — и он стал жертвой ситуации, возникшей в то время на внутренней «кухне» СССР. Якобы по окончании войны Сталин всерьез опасался распространившихся в обществе настроений свободомыслия: в народе шептались, что после победы над Гитлером возвращаться к устоям 30-х годов попросту недопустимо. Естественно, главными движущими силами потенциальных волнений «вождю» виделись представители интеллигенции, которую он — сыграв на опережение — решил жестко приструнить.

Вместе с тем конкретно документ «О журналах «Звезда» и «Ленинград», кардинально изменивший жизнь Зощенко, по мнению исследователей, мог обойти самого писателя стороной, однако в дело вмешалась война политических кланов,

невольными жертвами которой стали крупнейшие писателя Ленинграда, — помимо сатирика, под «горячую руку» попала также поэтесса Анна Ахматова, имевшая давнюю историю вражды с властями.

Удивительно, что еще в апреле 1946-го Зощенко был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» — а уже всего спустя несколько месяцев, когда вышло злосчастное постановление, писателя официально называли «окопавшимся в тылу и ничем не помогшим советскому народу в борьбе против немецких захватчиков».

Документ был переполнен едкими «эпитетами» в адрес литератора. Его творчество, в частности, там охарактеризовывалось как «пустое, бессодержательное и пошлое, рассчитанное на то, чтобы дезориентировать молодежь и отравить ее сознание», самого автора обзывали «пошляком и подонком литературы», а автобиографическую повесть «Перед восходом солнца», возможно, вообще главное и важнейшее творение Зощенко, приравнивали к «омерзительной вещи».

Несмотря на то, что физическую свободу писателя власти решили не ограничивать, от подобного удара оправиться он так и не сумел.

Считается, что сатирик долгое время надеялся на реабилитацию — благо, что Сталина он пережил на несколько лет. Однако восстановление литератора рассматривалось лишь в частичном виде — и Зощенко это никак не устраивало. В отличие от той же Ахматовой, над которой довлело заключение родного сына — Льва Гумилева, русский классик ни на толику не согласился ни с одним из предъявленных ему «грехов» и не собирался допускать «покаяния», хоть и осознавал все минусы этого решения.

В 1955 году Зощенко, на тот момент уже полностью утративший желание писать (даже несмотря на видимое отсутствие преград к этому), подал заявление об уходе на пенсию, тем самым фактически официально завершив карьеру литератора. Принято оно было только в 1958-м, за считанные дни до кончины великого отечественного автора.

Новости и материалы
В Шахтах семиклассницу ударило током в душе на даче
Стало известно о возможной отставке еще одного губернатора в России
В Болгарии освистали главу Еврокомиссии
Российские туристы рассказали о проблемах с оплатой услуг в Турции
ВС РФ за май на рубежах ЛНР ликвидировали больше солдат и наемников ВСУ, чем за апрель
Опрос показал, что большинство австралийцев не хотят помогать Украине
Подпольщики рассказали о подготовке Киевом провокации в Херсоне
В МЧС назвали площадь крупного пожара на складе в Новосибирске
Три российских хоккеиста сыграют в финале Кубка Стэнли
Россиянам объяснили причину повышения ставок по вкладам
Минобороны РФ сообщило об уничтоженном дроне над российским регионом
Аллергикам озвучили самые безопасные районы Москвы
Названы шесть важнейших условий идеального визита к врачу
Cтал известен размер пассивного дохода россиян
В сенате США заявили о высоком риске ядерной войны для США
Определились финалисты Кубка Стэнли
Главный редактор The Washington Post уходит со своего поста
Российские зенитчики отразили атаку БПЛА у Авдеевки
Все новости