45 лет назад, 11 августа 1973 года советский зритель увидел первую серию фильма «Семнадцать мгновений весны». Картина сразу же стала настолько популярна в СССР, что ее повторный показ состоялся уже через три месяца после премьеры. Режиссер Татьяна Лиознова рассказывала, что после выхода первой серии получила 12 мешков писем от восхищенных зрителей.
Фильм был снят по одноименному роману Юлиана Семенова, автора цикла из 14 произведений о разведчике Максиме Исаеве. В конце 60-х годов писатель по распоряжению самого Юрия Андропова получил задание — написать патриотическое произведение о подвигах советского шпиона.
Изначально Семенов продал сценарий «Семнадцати мгновений» студии «Ленфильм», однако режиссеру Татьяне Лиозновой удалось убедить автора передать его Киностудии имени Горького.
Действие военной драмы происходит во время Второй мировой войны незадолго до капитуляции Германии — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев внедряется в высшие эшелоны гитлеровской Германии под именем Макса Отто фон Штирлица, чтобы выяснить, кто из немецких руководителей ведет переговоры о «сепаратном мире» с США и Великобританией.
В основу сюжета легли реальные события Второй мировой войны — операция «Санрайз», во время которой власти Германии пытались заключить мир с западным союзниками СССР.
Несмотря на исторический контекст фильма до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто мог послужить прототипом главного героя Максима Исаева. Автор романа Юлиан Семенов рассказывал, что за образом главного героя стоит множество реальных историй советских разведчиков, с которыми ему удалось познакомиться во время изучения архивных материалов.
По воспоминаниям Лиозновой, сложнее всего давался выбор актера для главной роли советского шпиона. Так, Штирлицем мог стать Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и другие актеры. В итоге роль досталась актеру Вячеславу Тихонову, до этого снимавшегося в таких фильмах, как «Молодая гвардия» и «Война и мир».
<>
Для многих актеров, участвовавших в съемках, фильм «Семнадцать мгновений весны» стал поворотным в карьере. По количеству актеров, удостоенных звания народного артиста СССР как до, так и после выхода картины, этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Лев Дуров, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков — и другие.
Советским зрителям фильм также запомнился и музыкальным сопровождением, в том числе — песней «Не думай о секундах свысока...», которую исполнил Иосиф Кобзон. Однако режиссеру Татьяне Лиозновой подобрать подходящего исполнителя было сложно. В пробных записях участвовали исполнители Валерий Ободзинский, Валентина Толкунова, а также Муслим Магомаев.
Музыку к фильму написал композитор Микаэл Таривердиев, а слова песен — поэт Роберт Рождественский. По словам Таривердиева, он и Рождественский сочинили для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию, однако в сериал вошли лишь две из них.
Несмотря на реальные исторические события, взятые за основу сюжета, сериал часто обвиняли в фактических ошибках и ляпах. Начиная от униформы, вышедшей из обихода еще в 1939 году, заканчивая несоответствием образов исторических личностей, например актер Леонид Броневой в образе Мюллера.
В 2006 году началась масштабная работа по созданию цветной версии легендарного фильма, которая продлилась три года. Тогда новая версия сериала «Семнадцать мгновений весны». Возвращение легенды!» вызвала немало споров. В процессе колоризации был сделан перемонтаж, в результате которого каждая серия потеряла примерно четверть хронометража.
По мнению актера Вячеслава Тихонова, исполнившего роль Штирлица, «то, что сделали с картиной, — преступление». Татьяна Лиознова, наоборот, признавалась, что была поражена реалистичностью фильма и благодаря этому смогла вновь «очутиться на съемочной площадке».
«Семнадцать мгновений весны» — один из самых значимых советских фильмов. Главный герой — советский разведчик Штирлиц стал популярной фигурой в массовой культуре: о нем слагали песни и сочиняли множество анекдотов, а многие фразы из сериала зрители превратили в цитаты и афоризмы.