Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Открытие Канн: все, что нужно знать

71-й Каннский фестиваль открылся фильмом «Все знают»

Главный киносмотр планеты открылся драмой «Все знают» — испанским фильмом иранского режиссера Асгара Фархади, дающим представление о том, чего ждать от всего фестиваля.

В испанском городке, где давно не было дождя, собираются отпраздновать чью-то свадьбу несколько семей: Лаура (Пенелопа Крус) с дочерью и сыном, Пако (Хавьер Бардем) с принципиально не желающей иметь детей женой, неудачливый бизнесмен (Эдуардо Фернандез) с терпеливой супругой и ветреной наследницей и еще несколько обычных подозреваемых.

Первые полчаса «Все знают», несмотря на свои иранские корни, притворяется образцовым европейским фильмом о празднике, который всегда с тобой. Между Лаурой и Пако тлеют огоньки старой тайны; подростки катаются на мотоцикле по пыльным испанским винодельням; молодые пляшут на свадьбе, озираясь на ворчливых стариков; в часах на колокольне городской церкви свили гнездо птицы.

Время вроде бы остановилось, но продолжает движение вперед. Над праздником парят дроны, а герои — работяги и дельцы, словно бы сошедшие со страниц романов середины 20 века — узнают новости, беспомощно тыкая в экраны смартфонов. Новостей для тихого городка грядет очень много: прямо во время свадьбы хлынет дождь, и кто-то похитит дочь Лауры, а Пако рискнет всем, чтобы ее спасти.

Фильмам открытия Каннкого кинофестиваля не стоит придавать большого значения. Год назад он начался с вялой драмы «Призраки Исмаэля», которая так и осталась призраком: говорят, на нее не особо рвались и зрители случившегося месяцем позже ММКФ.

Гораздо больше шума тогда произвел фильм №2 — открывшая основной конкурс «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, задавшая тон всему фестивалю-2017.

Спустя десять дней стало ясно, что это был фильм-предсказание, а отборщики и жюри посвятили себя решению сложнейшей задачи: поиску компромисса между актуальнейшими сюжетами и классическими формами; балансированию между кино, воплощающим материю любви, и кино, посвятившим себя исследованию черных дыр, где любви быть не может.

И вот наступает 2018 год (а в Каннах все говорят друг другу «С новым годом!»), Андрей Звягинцев восседает в большом жюри рядом с Кейт Бланшетт, Кристен Стюарт и Леей Сейду, а «Все знают» Асгара Фархади отчаянно напоминает о «Нелюбви». И сама фигура режиссера — двукратного оскарносца, когда-то сидевшего под домашним арестом в Иране, — требует относиться к выбору фильму открытия фестиваля предельно серьезно. Кажется, что мудрая драма и эффективный триллер «Все знают» хотят предупредить гостей и болельщиков Канн сразу о трех вещах.

Во-первых, фестиваль хочет поговорить о великой способности Старого Света поглощать и впитывать все, что происходит вокруг.

До этого Фархади снимал в Иране, и у него был свой почерк. «Коммивояжер» и «Развод Надера и Симин» — страшные фильмы о героях, обреченных на жизнь под домашним арестом; о коротком замыкании, которое происходит навечно; о мучительных поисках личной свободы в маленьких квартирах внутри большого тоталитарного государства.

Это фильмы, которые не стеснялись сильных сюжетных ходов (выкидыш в «Разводе Надера и Симин», подразумеваемое изнасилование в «Коммивояжере»), но подавали их с безукоризненным тактом: несмотря на все регалии, Фархади (в отличие от его цепких прокатчиков) было сложно заподозрить в желании понравиться европейским жюри или киноакадемии США.

Однако его испаноязычный дебют не похож на драмы иранских лет. Героям «Все знают» не знакома драма поиска духовной свободы в стране заколоченных окон. Извечная метафора Фархади — квартирный вопрос в тоталитарном государстве — на европейской почве начинает вести себя иначе: героев мучает не система, а постоянное совестливое участие всех вокруг. Тещ, свояков, кузенов, и церкви.

Траектория карьеры Асгара Фархади, прославившегося драмой про развод в Иране, занявшегося коммивояжерством и в итоге снявшего фильм о свадьбе в Испании, — показательный пример этого абсорбирующего свойства европейской культуры: похожую драму для нее мог бы снять и режиссер из России, и гость из Кореи.

Канны-2018 будто нарочно отрицают любые иерархии: в основном конкурсе рядом с вечным революционером Жан-Люком Годаром («Фотокнига»), Спайком Ли («Черный клановец»), Павлом Павликовским («Холодная война») и бывшим министром культуры Южной Кореи Ли Чхан Доном («Горение») стоят фильмы выскочек вроде Дэвида Роберта Митчелла. Его «Под Сильвер-Лейк» — эротический триллер о голой девушке у бассейна (Райли Кио), которая зачем-то гавкает, как собака.

На случай, если это не доказательство эклектичности и демократичности Канн, фестиваль уравнивает основной конкурс с прочими программами. Вне конкурса покажут и «Мэнди» (где Николас Кейдж спускается в ад с бензопилой, чтобы наказать несколько извращенцев), и «Дикую жизнь» (режиссерский дебют актера Пола Дано, оказавшегося американским мыслителем из той же породы, что и, например, Драйзер), и «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, и новую экранизацию Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», и даже блокбастер «Хан Соло: Звездные войны. Истории».

Это — вторая особенность новых Канн: жанровое кино им дороже кино живописного. Понятно, что новую работу Годара опять сложно будет измерять метриками классического фестиваля — но зато Фархади показал образцовый семейный триллер, и кажется, что отборщики равнялись скорее на старательного иранца, чем на вечного французского революционера.

А третья из тайн фильма «Все знают», похоже, заключается в том, что празднуя объединяющую силу Европы, он все же заявляет курс фестиваля — разоблачать, разоблачать и разоблачать.

Сюжет, который начинается, как радостный праздник, уже через полчаса превращается в параноидальный триллер. Стоит случиться беде, и гнев европейских буржуа обрушивается на всех. Первые подозреваемые в похищении ребенка — арабские беженцы, возделывающие виноградники. Затем всплывают старые ссоры из-за земельных участков и денег, которых никогда не хватает на всех. А заканчивается все сценой на старой площади, где рабочие водометами смывают пыль с античных скульптур.

Если иранские фильмы Фархади исследовали классовые разногласия, то его европейский дебют опирается на физиологические рефлексы: герои просыпаются от всеобщего благостного сна только после того, как потеряют ребенка. Эта животная рана как будто отменяет все достижения цивилизации — и предлагает создавать новый мир с нуля.

В этом новом мире, судя по программе Канн, есть хорошие шансы и у России.

В основном конкурсе — «Лето» Серебренникова (в котором есть и эйфория сопротивления, и ода творчеству, и история любви) и «Айка» Сергея Дворцевого, в котором казахская девушка отчаянно пытается выкарабкаться из московского лабиринта. В параллельных программах — смелые короткометражки «Я нормальный» и «Календарь». В основном жюри — Андрей Звягинцев. В жюри «Особого взгляда» — Кантемир Балагов.

Когда в 1955 году в жюри оказался режиссер Сергей Юткевич, советские фильмы взяли сразу пять наград; хроникеры Канн также отмечают, что в том году делегация СССР завезла в город 120 килограмм черной икры. Кажется, в этом году нас ждут новые чудеса: русский след в Каннах ощутим, как никогда, а настрой фестиваля на новые открытия в рамках старых иерархий предельно серьезен.

Впереди — десять дней больших потрясений. Но ждать от них комплиментов не стоит: достаточно сказать, что 9 мая программа «Особого взгляда» откроется «Донбассом» Сергея Лозницы. Впрочем, Канны никогда и не обещали, что перемены — это приятно. Достаточно вспомнить отношения фестиваля с его нынешним хедлайнером Жан-Люком Годаром: тот ровно сорок лет назад вообще угрожал киносмотру революцией, диверсией и бойкотом. А теперь вот снова в строю. Значит, так же будет с любой культурой, принадлежащей к европейскому миру. Никто никого не бросит. Можно выдыхать.

Новости и материалы
В России живут 6,5 миллионов мигрантов
Анна Пересильд объявила о расставании с Ярославом Могильниковым: «Оставьте в покое»
Иван Царевич может обогнать лунную пчелу в российском прокате
Минобороны РФ раскрыло подробности боев в Курской области
Курский чиновник вышел из БАРС, куда вступил «по зову долга»
Лукашенко рассказал, когда пройдет следующий саммит ЕАЭС
Россиянам объяснили, как распознать автомобиль со скрученным пробегом
Глава МЧС оценил ход работ по ликвидации последствий крушения танкеров
Ученые раскрыли тайну разрушения антарктических айсбергов
В Чувашии мужчина с психическим расстройством 80 раз ударил свою мать ножом
Между Эстонией и Финляндией повреждены еще три кабеля связи
В Китае создали и показали на видео способную танцевать брейк-данс робособаку
В Курской области сбили украинские ракеты
В РФ упростили обмен муниципальных участков на частные
Концерн «Калашников» показал первый полет нового дрона-камикадзе «Куб-10Э»
Названы пять существенных минусов современных автомобильных двигателей
В Саратове детям участников СВО показали спектакль о пропавшем отце
Алексей Чадов показал повзрослевшего сына от Агнии Дитковските
Все новости