Москва и Петербург
Спектакль «Иванов» в Театре Наций
Сергей Петров/Театр НацийПервая и вторая столицы постоянно опережают всю остальную Россию по количеству как номинаций на «Золотую маску», так и по числу полученных призов. В этом году ситуация не изменилась — да и с чего бы? — и из четырнадцати претендентов на победу в категории «Драма /спектакль большой формы» двенадцать постановок созданы в театрах этих двух городов.
Разумеется, представлены самые именитые — например, МХТ имени Чехова с «Драконом» Константина Богомолова, «Царь Эдип» театра имени Вахтангова, «Губернатор» БДТ имени Товстоногова или «Преступление и наказание» из Александринки. Впрочем, выделить кого-то конкретного очень сложно — в этой номинации вместе сошлись «Ахматова. Поэма без героя» и «Кузмин. Форель разбивает лед», поставленные в «Гоголь-центре», «Иванов» Театра наций, «Дядя Ваня» Театра имени Ленсовета и «Демократия» РАМТа.
Среди оперных и балетных спектаклей конкуренция ничуть не слабее, но Москва и Питер и здесь оказались в доминирующем положении.
Так, из девяти оперных постановок — шесть представляют театры этих двух городов, в первую очередь, — Большой и Мариинский. Впрочем, у «Геликон-оперы» в категории — целых два спектакля, «Турандот» и «Чаадский». Такой же расклад и в балете, но здесь все более гармонично — из семи спектаклей только четыре приедут из Москвы и Петербурга. свои постановки представили Мариинский »(Времена года») и Большой («Клетка») театры, а также Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко («Вторая деталь» и «Сюита в белом»).
Остальная Россия
Спектакль «Воительница-Джырыбына» в театре «Олонхо», Якутск
Театр «Олонхо»В категории «Драма большой формы» на «Маску» попали только два спектакля не из Москвы и Петербурга. Это «Антигона», поставленная в Башкирском театре драмы имени Гафури, и «Воительница-Джырыбына» якутского театра «Олонхо».
Большинство региональных театров представлены в номинации «Драма / Спектакль малой формы» —
здесь отмечены коллективы из Краснодара («Гроза» Молодежного театра), Хабаровска («Детство» ТЮЗа), Омска («Жизнь» Театра драмы), а также из Альметьевска, Перми, Новосибирска и других городов.
В опере, как уже говорилось, региональных театров почти и нет — в конкурсе участвуют спектакли «Cantos» пермского Театра оперы и балета и «Пассажирка» Театра оперы и балета из Екатеринбурга. Немного отыгрались другие города России только в балете — здесь и «Золушка» из Перми (у которой в целом восемь номинаций на премию), и две постановки екатеринбургского театра — «Наяда и рыбак. Сюита» и «Снежная королева».
«Гоголь-центр» и Серебренников
Режиссер и худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, номинированный в двух категориях «Золотой маски», вряд ли сможет лично присутствовать на вручении премии — с августа прошлого года он находится под домашним арестом, который пока продлен до 19 апреля. Серебренников обвиняется в хищении бюджетных средств при реализации проекта «Платформа».
Дело «Седьмой студии» стало одним из самых резонансных событий культурного года — 2017. Режиссер своей вины не признает и считает обвинения против себя «абсурдными». На премьерах своих последних спектаклей в Большом театре и Штутгартской опере режиссер не присутствовал.
Между тем, в категорию «Драма. Спектакль большой формы» попали сразу две постановки «Гоголь-центра» — «Ахматова. Поэма без героя» и «Кузмин. Форель разбивает лед».
Театр не первый год занимается исследованием взаимоотношений власти и поэтов, среди других работ цикла «Звезда» — «Пастернак. Сестра моя – жизнь» Максима Диденко, «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского и «Маяковский. Трагедия» Филиппа Григорьяна.
«Ахматову» Серебренников поставил сам, отдав главную и единственную роль Алле Демидовой. Кроме того, за работу над «Ахматовой» режиссер номинирован и в категории «Драма/ Работа режиссера». А вот «Кузмин», в основе которого — последняя, 11-я книга стихов поэта Серебряного века Михаила Кузмина, — дело рук рижского режиссера Владислава Насташева, у которого на счету в «Гоголь-центре» еще три спектакля: «Митина любовь», «Медея», «Без страха».
Васильев
Режиссер Анатолий Васильев на закрытии театрального фестиваля имени А. П. Чехова в театре имени Евгения Вахтангова, июль 2017 года
Владимир Вяткин/РИА «Новости»Спектакль Анатолия Васильева «Старик и море», результат сотрудничества театрального фестиваля имени Чехова и Театра имени Вахтангова, был представлен сразу в нескольких номинациях «Маски» — например, в «Ддрама / спектакль большой формы» и «Лучший режиссер драматического спектакля».
Но сразу после объявления шорт-листа фестиваля Васильев написал открытое письмо, в котором отказался от номинации.
Режиссер также указал, что с 2008 года не участвует в культурной жизни города и находится в «добровольном изгнании», а работает в основном за рубежом — во Франции, в Италии. Кроме того, Васильев напомнил, что ему так и не вернули студию на Поварской — хотя обещали.
«Еще об одной причине не стоит совсем говорить! Простите меня, но Кириллу Серебренникову нужна не «Золотая маска», а свобода! Он ее заслужил», — написал Васильев.
В итоге «Старик и море» в списке номинантов «Золотой маски — 2018» остался, но, как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе фестиваля, это означает лишь, что спектакль был выдвинут на премию. Но на победу постановка претендовать не будет, жюри его смотреть в рамках фестиваля не станет, да и показов во время «Золотой маски» не запланировано.