Хаим Сутин. Ретроспектива. ГМИИ им.А.С. Пушкина.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина показывают первую в России масштабную выставку французского художника с русскими корнями, яркого представителя Парижской школы Хаима Сутина. Экспозиция насчитывает более 60 работ — портретов, натюрмортов и пейзажей — из собраний музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии, Галереи Тейт, частных собраний разных стран, а также работы из коллекции московского Музея искусства авангарда.
На выставке можно увидеть хрестоматийные работы мастера, среди которых: «Сиеста», «Большая шляпа», «Девушка в красном, опирающаяся на стул», «Ребенок с игрушкой», «Женщина, входящая в воду», а кроме того, его натюрморты с мертвыми тушами животных и лирические пейзажи.
Выставка продлится до середины января.
7-я Московская международная биеннале современного искусства. Новая Третьяковка.
Основной проект нынешней биеннале, в котором представлены 52 художника из 25 стран, получил название «Заоблачные леса» и расположился в Новой Третьяковке на Крымском валу. Участники исследуют связи между природой и технологиями, предоставляя зрителю возможность бродить среди комнатных растений, жидкокристаллических экранов и гербариев.
Среди авторов, на работы которых стоит обратить особенное внимание, — американец Мэтью Барни, певица Бьорк, исследователь человеческого восприятия из Франции Пьер Юиг, британский дизайнер Хуссейн Чалаян.
Впервые в истории Московская биеннале продолжается 4 месяца. Экспозиция завершит работу 18 января.
Модернизм без манифеста. ММОМА
Работы из крупнейшей частной коллекции отечественного искусства XX века Романа Бабичева в Московском музее современного искусства показываются в двух частях. Выставка-исследование оспаривает традиционное разделение советского искусства на «авангард» и «соцреализм», и во второй части демонстрирует «модернизм» — малоизученные работы ленинградской школы 1920–50-х гг.
В экспозиции — Петров-Водкин, Александр Ведерников, Александр Русаков, Владимир Гринберг, ученики Павла Филонова, художники круга Владимира Лебедева из Детгиза, мастера литографии из Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОСХ.
Выставка продлится до 28 января.
Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. Государственный Эрмитаж.
Выставка «Зимний Дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь» в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Алексей Даничев/РИА «Новости»Петербургский Эрмитаж, как и многие другие музеи, отмечает 100-летие Октябрьской Революции и представляет свою программу мероприятий. В центре событий — две выставки в парадных залах Зимнего дворца, посвященные музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году.
Экспозиция в Аванзале вспоминает историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. На выставке можно увидеть фотографии, документы, мемориальные вещи, в том числе предметы фирмы Фаберже.
Экспозиция Николаевского зала рассказывает об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту. В Концертном зале можно узнать о том, как Императорский Эрмитаж стал Государственным музеем, и как отнеслись хранители музея к событиям 1917 года и новой власти.
Выставка работает до 4 февраля.
Эль Лисицкий. Третьяковская галерея.
В конце года сразу в двух музеях — Третьяковской галерее и Еврейском музее и центре толерантности — открылась первая большая ретроспектива Эль Лисицкого, талантливого художника-авангардиста, создателя «проунов» и складной мебели, современника Шагала и Малевича, широко известного западному миру и, по иронии судьбы, почти забытого на родине.
В Еврейском центре толерантности показывают ранние, «доавангардные» работы художника, а в Третьяковке на Крымском валу — его более зрелые, в том числе немецкие проекты 20-х гг. и проуны (значение аббревиатуры «проун» — «проект утверждения нового», «Газета.Ru»). Лисицкий придумал «горизонтальные небоскребы» для московского Бульварного кольца, сконструировал трибуну Лениа; создал необычный проект типографии журнала «Огонек»; оформил самые разные выставки, например, главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Всего в экспозиции представлено около 400 экспонатов из отечественных и зарубежных коллекций — живопись, графика, фотографии, типографика, иллюстрации, плакаты, коллажи, рукописи.
Выставка работает до 19 февраля 2018 года.