1976 год. Ксения (Екатерина Вилкова) работает в орготделе московской гостиницы «Россия» и занимается размещением иностранных делегаций и высокопоставленных чиновников, но выполняет и важные задания своего руководителя Искры Ефимовны (Людмила Дребнева). По одному из них ей нужно обеспечить секретность пребывания в гостинице привезенного из Одессы старого ювелира Соломона Марковича, которому поручено отремонтировать гарнитур, принадлежавший еще царской семье.
Копию этого гарнитура желают получить себе и жены главных московских начальников — Гришина из МГК КПСС и Промыслова из исполкома Моссовета. Две женщины ненавидят друг друга, Ксению считают низшей обслугой и даже не запоминают ее имени, но очень хотят встретиться с ювелиром, чтобы обговорить детали заказа. Неожиданно Ксении помогает вновь назначенный куратор из КГБ — капитан Ракитин (Евгений Пронин), благодаря которому ситуация оказывается не такой патовой. Но уезжая, Соломон Маркович оставляет понравившейся ему девушке скромный подарок.
На Первом канале начинается показ сериала «Гостиница «Россия» — многосерийная производственная драма о самом большом московском отеле и об ужасах советского времени.
Сериалы об этом периоде на российском телевидении гости не редкие, но если большинство фильмов можно назвать ностальгическими мелодрамами (к таким относятся, например, многочисленные байопики знаковых персон), то в последние годы появились попытки настоящих исторических исследований.
Попасть в дух тех лет удается немногим, чаще выходит сухая констатация фактов — что в многосерийном формате выглядит очень странно. То есть просто заявить, к примеру, что было такое явление, как «фарцовка», телевизионщики могут, но предложить поверх заявления еще и увлекательный сюжет — уже с трудом.
Правда, эффект зрительской ностальгии все равно срабатывает — и аудитория смотрит на противостояние экстрасенсов в 80-е («Чудотворец»), на работу кинематографистов 60-х («Оттепель») или 70-х («Уходящая натура») или на умелые действия правоохранительных органов (цикл сериалов про майора Черкасова или «Следователь Тихонов»). В общем, на многое смотрит аудитория, а некоторые образцы жанра даже любит.
«Гостиница «Россия», пожалуй, имеет все шансы попасть во вторую категорию.
Снимать сериал доверили Сергею Сенцову — автору идеи и режиссеру «Физрука», одного из самых заметных телевизионных событий последних лет. И, возможно, именно постановщик спас сериал от превращения в ностальгическую открытку с снесенным знаковым зданием, на месте которого сейчас разбит парк «Зарядье».
Подобный подход, конечно, временами прорывается — но архивные кадры с еще возвышающейся рядом с Кремлем «Россией» не выглядят чужеродно, а, напротив, гармонируют с тем, что происходит с персонажами, истории которых оказались столь объемными, что оттеснили огромное сооружение даже не на второй, на третий план. Правда, герои «Гостиницы «Россия» не дают забыть, где именно происходит действие, но если бы они работали в любом другом месте, принимающем иностранных гостей, особой разницы зрители не заметили бы.
Но авторы сериала слишком часто идут легким путем и «Гостиница «Россия» даже напоминает недавние многосерийные фильмы о сталинском времени (вроде «Власик: Тень вождя» или «Сын отца народов») — заведомыми штампами, кочующими из фильма в фильм. Здесь и всемогущее КГБ, у которого в каждом номере по «жучку», и барыги, способные достать все, что иностранной душе угодно; и наглые жены партийных чиновников.
Иногда это выглядит даже смешно, но «Гостиница «Россия» — сериал, разумеется, не комедийный.
Тем более что — судя по времени действия, — закончится все большим пожаром в «России» в феврале 1977 года.
Сериал, скорее, его можно обвинить в совершенно излишней серьезности, которая в то же время мешает, например, соотнести происходящее внутри «России» с Россией современной — это сравнение напрашивается хотя бы из-за названия. Лишь изредка эта преграда разбивается с помощью колоритных персонажей вроде ювелира Соломона Марковича. Он, кстати, и произносит самую, наверное, смешную шутку первых серий, спрашивая у Ксении: «Этот гарнитур принадлежал Матильде Кшесинской. Слыхали про такую?». Ответить ему сейчас может вся страна. Конечно слыхали, Соломон Маркович. Правда, еще не видели.