Москва
Тоска по небу. Центр дизайна ARTPLAY. 12 — 24 октября
Выставка проходит в рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Участники международного проекта из России, Японии, Южной Кореи, Австрии, Венгрии, Чехии, Англии, Дании, Швеции, Польши рассуждают о взаимоотношениях земного и небесного. С помощью современных форм — скульптуры, инсталляции и видео — художники говорят о чувствах и ощущениях, географических поясах, эпохах, культурах и мировоззрениях.
Цай Гоцян. Октябрь». ГМИИ им. А.С. Пушкина. До 12 ноября
Первая выставка знаменитого китайского художника Цая Гоцяна в России. Художник известен своими скульптурами, пороховой живописью и инсталляциями. Специально для Пушкинского музея Цай Гоцян создал серию работ к юбилею революции 1917 года, размышляя о взаимосвязях коллективного и личного, а также о роли личности в истории.
В сквере около главного входа посетителей встречает инсталляция «Осень» — 16-метровая гора из детских колясок, кроваток, люлек и березовых деревьев высотой. Внутреннее пространство музея над Розовой лестницей трансформировано с помощью двухмерной работы «Звук» — шелкового полотна длиной 20 метров с пороховой каллиграфией. На белой ткани отображаются строки из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой!».
В центре Белого зала зала — инсталляция «Земля», здесь же находятся две пороховые картины «Река» и «Сад», по 20 метров в длину каждая. Потолок заменен на зеркальный, благодаря чему пространство кажется увеличенным вдвое. В зеркалах отражаются «спрятанные» символы: многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики, советские плакаты, а также сами зрители. Кульминация выставки — видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». Фейерверки запускают под музыку Чайковского. В конце перфоманса на протяжении 100 секунд на фоне резкой белой вспышки звучит канонада оглушающих взрывов.
Кеичи Танаами. «Страна зеркал». Галерея Гари Татинцяна. До 18 ноября.
Выставка проходит рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Кеичи Танаами — художник, иллюстратор, культовый лидер японского поп-арта и популяризатор психоделического искусства в Японии послевоенных лет. Мертвая золотая рыбка, спирали деревьев, рев американских самолетов, лучи прожекторов, охваченный огнем город, толпы бегущих людей, бомбы и взрывы — сюжеты на тему жизни и смерти стали ключевыми в творчестве художника, пережившего Вторую мировую войну в детском возрасте. В 60-е гг. стал успешным иллюстратором и графиком. Работы Танаами, которого называют «японским Энди Уорхолом», представлены в собрании многих музеев Европы и США. С 1991 года преподает в Киотском университете искусств и дизайна. На выставке в Москве можно увидеть живопись, скульптуру и видео-арт художника.
Модернизм без манифеста. Часть 1. ММСИ на Петровке. До 20 ноября.
Шесть кураторов, на протяжении пяти лет исследовавших крупнейшую частную коллекцию отечественного искусства Романа Бабичева, задаются вопросами: нужно ли современному искусствознанию четкое разделение советского архива на «авангард» и «арьергард», где проходит граница между этими понятиями и сколько разновидностей модернизма было в России.
В рамках экспозиции можно увидеть работы звезд: Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина, Надежды Удальцовой и многих других, в том числе не известных широкому зрителю художников. Отдельная часть выставки отведена под скульптуру, станковую и прикладную графику.
Александр Лабас. Октябрь. Институт русского реалистического искусства. До 10 декабря.
Александр Лабас, яркий представитель авангарда 20-30-х годов, выпускник ВХУТЕМАСа, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов), в середине 30-х годов был обвинен в формализме. Его приемы осуждались, а взгляд на революцию 1917 года, не деливший людей на «красных» и «белых», отвергался. Возвращение художника началось лишь в 60-е гг. В 1976 году состоялась первая персональная выставка художника.
ИРРИ показывает графику и живопись Лабаса из цикла «Октябрь». Многие работы выставляются впервые. Кроме того, в экспозиции собраны архивные фотографии 1917-1923 гг. из коллекции Мультимедиа Арт Музея, а также документальные материалы, в том числе личное дело Лабаса из Государственного военного архива.
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена). ГМИИ им. А.С. Пушкина. 10 октября — 14 января.
Первая в России масштабная выставка графических работ крупнейших представителей венского модерна, выдающихся рисовальщиков Густава Климта и его ученика Эгона Шиле. В экспозиции — около 100 работ из собрания венского музея Альбертина, которые относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка, в том числе этюды, портреты, наброски обнаженных женских натур.
По словам куратора выставки Виталия Мишина, «для многих российских зрителей выставка станет открытием новых эстетических горизонтов, расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве».
Некто 1917, Третьяковская галерея. До 14 января.
Третьяковская галерея в начале нового сезона, как и многие другие музеи, переосмысливает революцию 1917 года и открывает знаковую выставку осени «Некто 1917». Экспозиция демонстрирует 147 работ из российских и зарубежных собраний, созданных в 1917 году.
В пространстве выставки объединены несколько тематических разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Лица эпохи», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос».
Фигуративная живопись представлена произведениями Б. Григорьева, Б. Кустодиева, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, а беспредметная — работами В. Кандинского, И. Клюна, К. Малевича, Л. Поповой, А. Родченко, О. Розановой и других художников авангарда.
Среди участников выставки: Третьяковская галерея, Русский музей, музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Краснодара, Пскова, Ростова Великого; Центр Жоржа Помпиду (Париж); Тейт Модерн (Лондон); Музей Людвига (Кельн); Тель-Авивский музей искусств; архивы Москвы и Санкт-Петербурга
Себастьян Коупленд. «Чистая Арктика». Центр фотографии имени братьев Люмьер. До 17 января.
Снежные гребни, ледники, айсберги и другие красоты сурового Севера — всего более 60 работ — можно увидеть на выставке известного фотографа, путешественника, полярного исследователя и защитника природы Себастьяна Коупленда.
Он совершил десятки экспедиций по Северному Ледовитому океану, Антарктическому полуострову, полярным районам Норвегии, США, Канады и Гренландии. Кроме того, Коупленд — автор нескольких мировых рекордов, среди которых первый трансконтинентальный переход через Антарктиду длиной 4100 км и продолжительностью 82 дня.
На выставке, помимо фотографий, представлены видеосъемки из экспедиций и документальные фильмы, снятые Коуплендом.
Санкт-Петербург
Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. Государственный Эрмитаж. 25 октября — 4 февраля.
Государственный Эрмитаж подготовил свою программу мероприятий по случаю 100-летия революции 1917 года. В центре событий — две выставки в парадных залах Зимнего дворца, посвященные музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году.
Экспозиция в Аванзале вспоминает историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. На выставке представлены фотографии, документы, мемориальные вещи, в том числе предметы фирмы Фаберже.
Экспозиция Николаевского зала рассказывает об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту. В Концертном зале можно узнать о том, как Императорский Эрмитаж стал Государственным музеем и как отнеслись хранители музея к событиям 1917 года и новой власти.
Культурный парник. Выставка Михаила Казаковцева. Музей современного искусства Эрарта. До 30 октября.
Инсталляции, кинетические скульптуры и трехмерные «картины» можно увидеть на выставке новосибирского художника Михаила Казаковцева в северной столице. Художник обращается к абстракции и пытается понять мир через движение. Круги, прямоугольники и квадраты ищут новые смыслы, а плоская картина превращается в объемную инсталляцию. Направление, ставшее за век, на первый взгляд, близким и понятным, Казаков прячет в «культурный парник», открывая его новые возможности.
На протяжении более двадцати лет каждый новый цикл работ художника становится событием в жизни локального арт-сообщества.