Краснодарская группировка ЗИП, в которую входят Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины, появилась в 2009 году и с тех пор последовательно пропагандирует здоровый коллективизм в родном городе. Они создали КИСИ (Самопровозглашенный Краснодарский институт современного искусства), арт-дачу «Пятихатки», культурный центр «Типография», а также независимый фестиваль уличного искусства «МОЖЕТ». Эти их инициативы стали одним из немногих примеров врастания в социальную среду и изменения ее под художественные нужды.
Свое название вместе с заводским мусором, превратившимся впоследствии в арт-объекты, ЗИПы позаимствовали у Краснодарского завода измерительных приборов, который стал первой мастерской художников.
Однако, как правило, художники работают не столько с объектами, сколько с пространством, которое они заполняют разнообразными дощечками, веревочками и табличками.
Те в свою очередь складываются в бутафорские памятники, институции и цельные утопии, деградировавшие до состояния груды стройматериала или абстракции. В логике мира идеологически заряженных символов, где каждый монумент несет в себе лишь одно заранее установленное значение, деятельность ЗИПов вполне можно назвать подрывной.
Однако, несмотря на то что хулиганство уже успело стать их визитной карточкой, радикальными их практики назвать все же нельзя.
На «Винзаводе» они представили, пожалуй, самый остроумный проект, посвященный юбилею русской революции.
Инсталляция «Равновесие с небольшой погрешностью» представляет собой покореженного истукана на постаменте, напоминающего одновременно хрестоматийные памятники Ильичу и истощенные скульптуры Альберто Джакометти.
Поближе к исчезающему вождю можно подобраться с помощью специального лифта, установленного рядом со скульптурой, а в качестве лавки художники предлагают использовать упавшую 16-ю колонну храма Зевса, которую также ЗИПы воспроизвели, соединив советскую культовую фигуру с древнегреческой.
Как объяснил художник Степан Субботин, в год столетнего юбилея революции 1917 года группа хотела «исследовать тему, которая уже давно присутствует в истории искусства и социуме, — тему площадей и скульптур, которые на них стоят».
«В своей работе мы пытаемся продемонстрировать погрешность между реальностью и представлением о том, что такое революция и что после нее происходит с властью, как она трансформируется. Мы хотим через форму сопоставить реальность с утопией», — рассказал он.
Прелесть этой работы в том, что она, как все творчество ЗИПов, сочетает в себе инфантильность с монументальностью, а также вполне может послужить летним аттракционом, с помощью которого зрители смогут взглянуть на «Винзавод» с высоты идеологического лифта, приделанного к скульптуре. Даже настойчивые попытки институций вписать группировку ЗИП в историю «серьезного» искусства (ретроспектива художников прошла в ММОМА весной этого года) ее совсем не портят.