Во время Русско-японской войны судьба сводит врача Сергея Каренина (Кирилл Гребенщиков) и раненого полковника Алексея Вронского (Максим Матвеев). Когда-то молодой граф Вронский стал причиной гибели Анны Карениной (Елизавета Боярская), и ее сыну теперь интересно, что же заставило его мать пойти наперекор мнению своего круга, оставить мужа (Виталий Кищенко) и в итоге броситься под поезд. Вронский, немного посомневавшись, все же начинает свой рассказ — о случайной встрече с Анной в поезде, последующих преследованиях замужней женщины и своих чувствах к ней.
Российский кинематограф не чужд экспериментам, но зачастую эти эксперименты выглядят несколько странно. Восьмисерийная «Анна Каренина» Карена Шахназарова в апреле этого года выходила на канале «Россия 1» и даже получила неплохую аудиторию (по данным «Медиаскопа», рейтинг 4,9% и доля 14,2%), не уступив – как минимум — сериалу «Что и требовалось доказать» Первого канала (4,7% и 15,3%).
И вот почти через два месяца после того, как эту расширенную «Анну Каренину» посмотрело примерно 7 млн человек, в российский прокат выходит ее полнометражная версия.
Обычно, конечно, бывает наоборот. «Адмиралъ», «Битва за Севастополь», «Батальонъ» сначала выпускали на большой экран, и только потом телезрители имели возможность посмотреть расширенную версию — с дополнительными или просто более подробными сценами, дополняющими основной сюжет. В данном случае ситуация обратная:
при доступной полной версии в кинотеатрах покажут урезанную, сокращенную примерно на две трети по сравнению с сериалом.
Разумеется, за счет лишних (вернее, поясняющих) сюжетных линий и персонажей, которыми роман Толстого населен более чем обильно.
Конечно, в кинотеатральной версии останутся Вронский (недаром и сериал, и фильм имеют подзаголовок «История Вронского), Анна и ее повзрослевший сын. И взгляд на события со стороны коварного соблазнителя – которого, впрочем, не удалось добиться в сериале, поскольку Шахназаров не стал слишком далеко отходить от текста книги. Но поскольку именно Вронский формально является главным героем картины, «Газета.Ru» решила вспомнить, кому эту роль доверяли в других экранизациях «Анны Карениной», которых, напомним, за прошедший век было снято более 30.
Джон Гилберт – «Любовь» (1927)
У одного из самых знаменитых американских актеров эпохи немого кино к 1927 году было более 80 работ в фильмографии — не везде, правда, на первом плане. Еще у него была бурная личная жизнь — два развода и роман с Гретой Гарбо, в котором дело так же быстро двигалось к свадьбе. В общем, он был идеальным кандидатом на роль Вронского — особенно с учетом того, что именно Гарбо сыграла Каренину в очередной экранизации романа.
Любопытно, что Матвеев и Боярская, сыгравшие Вронского и Каренину у Шахназарова, — супруги в реальной жизни.
Но у Гарбо и Гилберта все закончилось печально — их отношения не задались (невеста сбежала прямо с церемонии венчания), актер поссорился с продюсерами, почти пропал с экранов и скончался в 1936 году на 40-м году жизни.
У «Любви», кстати, есть относительно счастливый финал — Каренина не бросается под поезд, а просто пропадает из жизни Вронского, и снова бывшие любовники увидятся через много лет, когда курсант (не доктор) Сережа Вронский победит на скачках. Но более консервативной Европе показывали другую развязку — ту, которую предусмотрел для своей героини Толстой.
Кирон Мур – «Анна Каренина» (1948)
Этот британский фильм остался в истории неудачным кастингом. Вернее, исполнители ролей Анны (Вивьен Ли) и ее мужа (Ральф Ричардсон) нареканий не вызвали, а вот молодому 24-летнему ирландскому актеру Кирону Муру образ Вронского не дался. Для Мура «Анна Каренина» была третьим большим проектом в карьере, и обрушившаяся на него критика могла сломить кого угодно. Но он продолжил сниматься, получил приглашение в Голливуд, снялся более чем в 50 картинах, но каких-либо высот не достиг. Возможно, благодаря неправильному Вронскому.
Василий Лановой – «Анна Каренина» (1967)
В этой картине сыграли практически все звезды своего времени — Татьяна Самойлова (Анна Каренина), Николай Гриценко (Алексей Каренин), Юрий Яковлев (Стива Облонский), Ия Саввина (Долли), Анастасия Вертинская (Кити) и даже Майя Плисецкая (Бетси). Василий Лановой, часто игравший мужественных героев, в этой компании не потерялся — напротив, его Вронский был именно тем человеком, в которого могла без памяти влюбиться юная супруга пожилого и скучного чиновника.
Шон Бин – «Анна Каренина» (1997)
Британский актер оказался одним из самых возрастных исполнителей роли Вронского в истории экранизаций романа Толстого. К выходу картины ему исполнилось 37 лет, но именно в это время он был, что называется, на подъеме — хотя и не сыграл еще прославившую его роль Боромира во «Властелине колец». Зато сыграл стрелка Шарпа в десяти телефильмах этой серии, снимался в «Играх патриотов», а его персонажи еще не приобрели привычку непременно умирать (хотя в «Золотом глазе» его агент 006 быстро вышел из игры). Обычно игравший немногословных и мужественных героев, в «Анне Карениной» Бин снимался с хрупкой Софи Марсо — но этот контраст пошел картине явно на пользу.
Аарон Тейлор-Джонсон – «Анна Каренина» (2012)
Наверное, опыт с Кироном Муром западные кинематографисты запомнили очень хорошо и потому старались приглашать на роль Вронского кого-то более или менее известного (в экранизации 1985 года этого персонажа играл, например, Кристофер «Супермен» Рив).
Но британскому режиссеру Джо Райту традиция не указ: пригласив сыграть в своей версии романа Киру Найтли (Анна) и Джуда Лоу (ее муж), на роль Вронского он ангажировал совсем молодого 22-летнего актера Аарона Тейлор-Джонсона («Стать Джоном Ленноном», «Пипец»).
В итоге хоть фильм и получил хорошую критику, но все внимание рецензентов оказалось сосредоточено на творческом тандеме Райта и написавшего сценарий Тома Стоппарда, за фантазиями которых сумели потеряться даже заслуженные Найтли и Лоу — что уж говорить об амбициозных новичках.