В последние дни перед открытием юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля был опубликован трейлер фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», и стало ясно, что вне зависимости от симпатий к нашумевшему «Левиафану» россияне будут болеть за Андрея Петровича. Кинофорум в этой ситуации воспринимается как решающее спортивное сражение, в котором, среди прочего, несколько лет нашим режиссерам принимать участие толком не давали.
Зато на сей раз помимо драмы Звягинцева про распад человеческих отношений в конкурсе еще и Сергей Лозница с фильмом «Кроткая».
После многочисленных анатомических исследований язв современного (и не очень) общества автор фильмов «Счастье мое» и «Аустерлиц» сфокусировался на экранизации поздней новеллы Федора Достоевского «Кроткая», которая рассказывает об изводящем жену ростовщике.
Любопытно, что эта вещь уже была многократно экранизирована — в том числе, например, французским классиком Робером Брессоном в 1969 году. Во что превратил канонический текст склонный к препарированию Лозница, неизвестно, но очевидно, что без аллюзий на современную обстановку не обойтись. Наконец, есть еще один российский участник программы (правда, не основного конкурса, а параллельного «Особого взгляда») — фильм ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова «Теснота». Картина рассказывает о похищении людей в Нальчике конца девяностых.
Если же абстрагироваться от духа соперничества, то надо отметить, что в последние годы каннская программа с каждым следующим фестивалем становится все более сильной и интригующей. В нынешнем году сложно выделить явных фаворитов, хотя есть, конечно, корифеи — вроде австрийского мизантропа Михаэля Ханеке, чей новый фильм, кажется, напрямую издевательски называется «Хеппи-энд» и рассказывает про беженцев.
Другой живой классик — Франсуа Озон — уверенно держит темп фильм в год, находясь при этом, судя по прошлогоднему «Францу», в совершенно невероятной творческой форме.
В последнее время Озона занимает игра со зрителем на поле триллера — именно таков жанр фильма «Двуличный любовник». На экране вновь появится открытая Озоном Марина Вакт («Молода и прекрасна»), которая сыграет девицу, закрутившую роман со своим психоаналитиком (в кино такое хорошо, как мы знаем, не заканчивается).
Наконец, чтобы закончить с корифеями, свой новый фильм представит Роман Полански. Картина называется «Основано на реальных событиях» и рассказывает про писателя, который завязывает с литературой, узнав, что его роман навредил одному из читателей. В главных ролях Венсан Перес и Ева Грин.
Что касается других очевидных хитов, то среди них, например, новые картины Софии Копполы и Ноа Баумбаха.
В первом случае речь идет о ремейке фильма «Обманутый», который в новой версии получил русское название «Роковое искушение». Сюжет повествует о солдате времен Гражданской войны, скрывающемся в закрытом женском пансионе.
Баумбах же представит «Историю семьи Майровиц», которая примечательна одновременным участием двух главных американских комиков — Бена Стиллера и Адама Сэндлера. Еще один американский мастер — автор недавней «Кэрол» Тодд Хейнс — привезет на фестиваль фильм «Мир, полный чудес», выстроенный вокруг двух героев, живущих в разных эпохах. Картина Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином») «Ты никогда здесь не был» расскажет про бывшего федерала, спасающего девушек от сексуального рабства. В главной роли — Хоакин Феникс, а музыку написал Джонни Гринвуд из Radiohead. С новым фильмом прибудет в Канны и грек Йоргос Лантимос — его «Убийство священного оленя» с Николь Кидман и Колином Фарреллом рассказывает о хирурге, приносящем трудную жертву ради подростка, которого он хочет усыновить.
Среди прочих активностей на фестивале — показ VR-фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Мясо и песок» и демонстрация второго сезона сериала «Вершина озера» и первых серий нового «Твин Пикса». Откроется фестиваль фильмом Арно Деплешена «Призраки Исмаэля». Председателем жюри в этом году стал режиссер Педро Альмодовар.