Центром Дягилевского фестиваля является фигура Теодора Курентзиса — дирижера и худрука Пермского театра оперы и балета. Первый фестиваль был проведен в Перми задолго до появления дирижера на Урале. Однако уже после того, как в 2011 году Курентзис возглавил местный театр, Дягилевский фестиваль приобрел мировое имя и превратился в место сосредоточения знаковых концертов, спектаклей, мероприятий и формирования новых театральных тенденций.
И если легендарный импресарио Сергей Дягилев когда-то прославил русское искусство за рубежом, то Дягилевский фестиваль прославил родной город антрепренера и немало сделал для утверждения Перми в звании новой культурной столицы России.
И небезосновательно:
только в этом году пермская «Травиата» стала одним из фаворитов «Золотой маски» и заслужила три награды:
Теодор Курентзис получил награду как лучший дирижер, исполнительницу партии Виолетты Валери Надежду Павлову отметили за лучшую женскую роль в опере. Получил свою награду и режиссер постановки Роберт Уилсон. Награда была с юмором:
американский постановщик, в работах которого свет всегда играет исключительную роль, получил «Золотую маску» как лучший художник по свету в музыкальном театре.
Курентзис, получая свою «Маску», не мог сдержать эмоций: «Очень сложно что-то говорить. Я счастливый человек, потому что я музыкант. Я счастлив, что мне удалось делать то, что я делаю».
Все как у маэстро
В этом году Дягилевский фестиваль сохранит мультижанровый характер: Дягилев работал с оперой, балетом, изобразительным искусством и издательским делом — а значит, фестиваль его имени будет объединять и перемешивать эти виды искусства.
Центром очередного фестиваля станет Пермский театр оперы и балета: на его сцене состоится мировая хореографическая премьера балетов Стравинского «Поцелуй феи», «Петрушка», «Жар-птица». Также пройдет повторный показ мировой премьеры оперы современного композитора Алексея Сюмака «Cantos». Она написана специально по заказу Курентзиса и отдает главную роль не актерам, а музыкальным инструментам. Кроме того, состоятся концерт Фестивального оркестра и церемония вручения премии «Резонанс». Чтобы почувствовать эклектику фестиваля, не придется даже выходить из здания Пермской оперы: здесь же пройдет концерт ансамбля средневековой музыки Micrologus, выступления Алима Гасымова, Пандита Харипрасада Чаурасия, Grouper и одного из главных детищ Курентзиса — ансамбля Musica Aeterna.
А датчане из «Between Music» на сцене пермского Театра-Театра сыграют из заполненных водой аквариумов:
для этого им понадобятся специально сконструированные гидролофон, кристаллофон и ротакорд.
Кроме масштабной программы Пермского театра оперы и балета посетителей фестиваля ждет открытие нескольких художественных выставок: две из них будут посвящены 135-летию Игоря Стравинского, еще три экспозиции откроются в Музее современного искусства PERMM, Центральном выставочном зале и Пермской художественной галерее. В последней также пройдет программа концертов с утра пораньше — в галерее можно будет послушать духовную музыку, хор и фортепианные концерты.
Театр и власть
На открытии фестиваля ждут нового исполняющего обязанности главы Пермского края Максима Решетникова — в начале этого года он сменил Виктора Басаргина, ушедшего в отставку с поста губернатора. Надо сказать, что в последние годы Пермская опера, дом Дягилевского фестиваля, переживала разные времена: иногда не хватало только денег, иногда — понимания и содействия со стороны краевых властей. Однако буквально накануне фестиваля ситуация сильно изменилась — и дело не только в полученных театром «масках». По результатам форума местных и региональных СМИ президент Путин отдал поручение правительству об индексации грантов, выделяемых нескольким десяткам важнейших театральных площадок и коллективов.
Отдельной строкой в этом поручении было требование о включении в грантовую программу Пермского театра оперы и балета.
Практика показывает, что эти гранты оказывают существенное влияние на жизнь коллективов-получателей и позволяют почти вдвое увеличивать оклады творческих и других работников. И, надо думать, немало способствуют и оптимизму в мире искусства, и — как следствие — оживлению в тех региональных центрах, где он произрастает.