В Киеве завершился 62-й конкурс европейской песни «Евровидение-2017». В нем участвовали представители 42 стран, 26 из которых выступили в финале.
Победителем конкурса стал португалец Салвадор Собрал.
Его песня «Amar Pelos Dois» получила наивысшие оценки как профессионального жюри, так и зрителей, голосовавших с помощью SMS. Исполнять песню победителя он вышел вместе со своей сестрой — автором песни, которая составила гармоничный дуэт со своим братом.
Salvador Sobral is awarded the #ESC2017 trophy for #POR! #Eurovision #CelebrateDiversity pic.twitter.com/L5VqYdVbwo
— Eurovision (@Eurovision) May 13, 2017
Как все прошло
Благодаря системе голосования, которую второй год применяет хозяин конкурса Европейский вещательный союз, в результатах голосования до последнего сохранялась интрига.
В полушаге от победы с песней «Beautiful Mess» был 17-летний Кристиан Костов — представитель Болгарии и житель Москвы. Талантливого артиста в шутку прозвали «представителем России» на «Евровидении-2017».
Российским поклонникам «Евровидения» конкурс нынешнего года запомнился отстранением от участия нашей певицы Юлии Самойловой. После этого ни один из российских телеканалов не стал показывать шоу из Киева, да и голосовать россияне не могли. А если бы могли, у них был бы выбор. Это и Костов, пообещавший в случае победы разбить хрустальный приз где-нибудь в Москве, и участник от Армении, певица Арцвик с композицией «Fly with Me» (тоже живущая в России). Была еще белорусская группа NAVIBAND, которой тоже можно было отдать голос. Если голосовать, что называется, «за своих».
Отрыв занявшего в итоге второе место Кристиана от победившего португальца оказался не настолько огромным, как в случае с другими конкурентами.
У болгарского певца было 615 баллов, у Салвадора — 758, а, например, у ставшей третьей молдавской группы Sunstroke Project — уже 374.
Ничего не меняется
Казалось бы, и фигура победителя, и хорошие результаты Кристиана Костова дают основания для констатации, что «Евровидение» с его репутацией конкурса для «домохозяек» начинает существенно меняться.
Но если присмотреться к музыкальной составляющей «Евровидения-2017», то ее можно описать словосочетанием «ничего нового» —
несмотря на отдельные красивые номера, количество которых растет, общий уровень конкурса остается примерно на том же уровне, что был всегда. И очередной чемпионат Европы по эстрадной песней получился праздником усредненного формата.
Времена большой поп-музыки и серьезных поп-композиторов остались в довольно далеком уже прошлом, сегодня трехминутные песни под формат «Евровидения» сочиняет разве что не компьютер по результатам фокус-групп — настолько коммерчески просчитанными они выглядят.
Главное исключение из этого правила — португалец Салвадор Собрал, который приехал на конкурс с совершенно неформатным романсом и пел действительно хорошо. Но важно было даже не это.
Несмотря на нарочито неряшливый внешний вид, в нем была искренность, а за ним — драматическая биография, в которой есть «болезнь сердца». Такой товар всегда в цене, и его успехи в ходе голосования совершенно объяснимы — люди охотно включаются в причастность к чужой драме и особенно — к чужому успеху.
Другой особенностью «Евровидения» еще совсем недавно было обязательное фрик-шоу, триумфом которого была победа финской группы Lordi в 2006 году.
Однако с яркостью и дикостью с каждым годом становится все хуже, и в 2017-м эта тенденция достигла апогея, поскольку подавляющее большинство артистов слились воедино почти до полной неразличимости. И в этом направлении приятно выделялся венгр Йоци Папаи, который пел на родных для него цыганском и венгерском и не постеснялся обставить номер в цыганском ключе — с кувшином в качестве перкуссионного инструмента и специально приглашенной танцовщицей. Кроме того, он еще и читал рэп.