Выставку в Казанском кремле директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова назвала началом «долгосрочного двустороннего сотрудничества». В качестве подтверждения этой мысли здесь впервые за многие десятилетия встретились казанская «Провинциальная франтиха» и московский «Провинциальный франт» Михаила Ларионова, а также воссоединились «Шабат» и «Еврейская лавочка» Натальи Гончаровой.
Эмблемой выставки стал Михаил Врубель, представленный, во-первых, монументальным декоративным панно «Полет Фауста и Мефистофеля» из казанской коллекции, а во-вторых, хрестоматийной «Царевной Лебедь», которую Третьяковка чрезвычайно редко отдает на выставки.
У Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан действительно впечатляющая коллекция произведений начала XX века, в которой представлены работы Серова и Коровина, «мирискусников» и авангардистов. Нынешняя выставка, подкрепленная работами из собрания Третьяковки, посвящена первым десятилетиям ХХ века и организована как путеводитель по основным течениям — от символистской группы «Голубая роза» и русского импрессионизма в лице Константина Коровина до авангардных «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста».
Завершается же экспозиция 1932 годом — постановлением о запрете творческих объединений, которое положило конец авангарду и стало началом насильственно организованного триумфа соцреализма.
Курирует выставку Ольга Фурман, а архитектором экспозиции выступает Агния Стерлигова.
Важность проекта для Третьяковки можно оценить, хотя бы взглянув на отбор работ, которые представлены на выставке: проходных вещей практически нет. Выставку сопровождает масштабная образовательная программа, для нее разработан фирменный стиль и выпущены сувениры.
Всего в Казань из Москвы приехали более 60 произведений, включая ряд работ, которые крайне редко покидают стены галереи.
Среди них полотна Виктора Борисова-Мусатова, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Кузьмы Петрова-Водкина и других.
Вместе они складываются в энциклопедическое повествование о поисках нового изобразительного языка и формировании основных стилей и художественных объединений начала века. В этом выставка оказывается отчасти созвучна проекту «До востребования», который историк искусства Андрей Сарабьянов подготовил в Еврейском музее и центре толерантности. Однако подход к материалу в Казани не столько исторический, сколько эстетический.
Второй проект в Казани, над которым также будет работать Третьяковка, посвящен Булату Галееву — искусствоведу и художнику, одному из пионеров светомузыки и медиаискусства, работавшему в Казани в период оттепели. Кроме того, здесь пройдет выставка ключевых произведений второй половины XIX века из собрания Третьяковки, на которой будут представлены полотна передвижников, лично приобретенные Павлом Третьяковым. В ответ в 2018 году в Третьяковской галерее пройдет выставка «Сказание о граде Свияжске», где покажут иконостасы из двух церквей Свияжска, расположенного неподалеку от Казани.