В подмосковный Красногорск приезжает новый начальник отделения милиции Виктор Каратов (Игорь Петренко). По дороге со станции его пытаются обворовать, но он оказывается не таким простым — одному преступнику, правда, удается сбежать, но другого он задерживает. Каратову придется выдержать непростую беседу с подчиненным, старшим лейтенантом Джуро (Алексей Шевченков), и убедить его, что одной профилактической беседой преступник отделаться не должен.
Иван Митин (Гела Месхи, сын Сталина из сериала «Сын отца народов») работает на градообразующем заводе Красногорска, находится там на хорошем счету, у него много друзей, он играет в футбол и ухаживает за девушками. Правда, с деньгами туговато.
А в то же время в Москве действует банда, которая не стесняется пускать в ход ножи и пистолеты, убивать милиционеров, грабить магазины и склады, и ее следы ведут во все тот же Красногорск.
На канале «Россия 1» начинается показ сериала «Черная кошка» — художественное переложение истории настоящей банды, послужившей прототипом для бандитов Горбатова из «Эры милосердия» и «Место встречи изменить нельзя».
В реальной истории существовала созданная в 1950 году банда Ивана Митина, в которую входили рабочие оборонных заводов Красногорска, два курсанта военных училищ и один студент-отличник.
Все бандиты на людях никак не показывали своих криминальных наклонностей, а сам Митин вообще был мастером смены и к моменту ареста был представлен к правительственной награде за ударный труд. Найти и обезвредить преступников удалось только через три года после первого нападения, когда от их рук погибло 11 человек; Митин и еще один член банды были расстреляны, а студент отсидел 25 лет.
Вот эту банду братья Вайнеры и превратили в послевоенную «Черную кошку», с которой боролись Жеглов и Шарапов из МУРа в «Эре милосердия».
Потом этот образ закрепился гениальным фильмом Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в главных ролях. И этих бандитов теперь сложно представить не так, как они показаны в картине: главарь Горбатый должен быть жестким, говорить голосом Армена Джигарханяна и выходить последним, у Фокса должна быть импозантная внешность и запредельная жестокость, вертлявый Промокашка должен допытываться у Шарапова, может ли он сбацать «Мурку». А запутавшийся Левченко — вспоминать недавнюю войну и боевых товарищей. Еще должна быть некая «малина», на которой преступники беспробудно пьют и обдумывают следующее преступление.
«Черная кошка» по задумке создателей (режиссер сериала — Антон Сиверс, снявший «Василису» и пятый сезон «Каменской», а сценарист — Олег Маловичко, работавший над «Методом» и «Ладогой») — это попытка вернуть всю историю на круги своя.
Более того, это взгляд с той стороны закона на то, как отличников, спортсменов и ударников коммунистического труда вдруг настолько прельстили презренные денежные знаки, что они начали убивать, то есть делать то, на что социалистическое государство заявляло полную монополию, строго каравшую отступников.
Подобный подход уже был использован в сериале «Шерлок Холмс» Андрея Кавуна (в котором, кстати, Петренко тоже сыграл главную роль). Но ту попытку перебить советскую легенду и представить по-новому уже сложившийся у поколений зрителей образ самого знаменитого британского сыщика в исполнении Василия Ливанова можно назвать неудачной.
Рейтинги фильма оказались не очень высокими, новый Шерлок проиграл битву и Ливанову, и Бенедикту Камбербэтчу, и даже Роберту Дауни-младшему, так что формирование новой легенды пришлось отложить до следующего раза.
«Черная кошка» с размаху сталкивается с той же проблемой.
Сериал оставляет привкус инсценировки — впрочем, как и подавляющее большинство многосерийных исторических драм на отечественном телевидении, — и играть на одном поле с «Местом встречи изменить нельзя», в котором Говорухин умело создал нужную атмосферу, не может никак.
Но если воспринимать «Черную кошку» не как разоблачение «Места…», а просто как еще один самостоятельный телепродукт, то он значительно выиграет: в сериале складный криминальный сюжет, есть и жестокость, и любовная линия — в общем, все то, за что зрители любят криминальные истории и благодаря чему «Улицы разбитых фонарей» идут уже 15-й сезон.