Студия Marvel активно развивает собственную кинематографическую вселенную — то есть выводит на большие экраны все больше персонажей собственных комиксов. Этим же, правда, занимаются и их конкуренты из DC Comics, но шансов догнать марвеловских супергероев у них очень мало — вселенная Marvel развивается уже восемь лет, с появления удачных и достаточно кассовых фильмов про Железного человека и Невероятного Халка, а сейчас в самом разгаре третья фаза.
Четырнадцатым фильмом в марвеловской киновселенной стал «Доктор Стрэндж», заработавший в США за уикенд с 4 по 6 ноября $85 млн и ставший лидером американского проката.
Выручка не очень большая для кинокомиксов Marvel — здесь первое место занимают вторые «Мстители», у которых стартовые сборы превысили $200 млн (больше за всю историю проката собрал только седьмой эпизод «Звездных войн»). «Доктор Стрэндж» оказался на уровне второго «Тора» ($86 млн в 2013 году), но студия наверняка признает такое начало успехом.
Доктор Стивен Стрэндж — бывший нейрохирург, получивший магические силы и ставший Верховным магом Земли. У него есть собственная серия комиксов, а также выпущенный еще в 70-е годы телефильм, который был признан очень неудачной экранизацией, из-за чего у этого супергероя так и не появился собственный телесериал.
Впрочем, от планов снять полнометражный фильм о Стрэндже кинематографисты не отказались, но ни один из планов, которых было множество с середины 80-х, так и не был реализован. Путевку в кино Доктор Стрэндж получил только в рамках марвеловской киновселенной, в которую его вводили исподволь: например, первое упоминание о нем было в «Другой войне» — втором фильме о Капитане Америка, который вышел в 2014 году.
Но главную роль в популярности фильма сыграл актер Бенедикт Камбербэтч.
Он сейчас находится на пике популярности благодаря участию в сериале «Шерлок», его приглашали в несколько больших проектов (вроде «Стартрека» и «Хоббита»), а кроме того, он уже получил номинацию на «Оскар» (за «Игры в имитацию», где сыграл математика Алана Тьюринга). За роль Доктора Стрэнджа его вряд ли номинируют на премию Американской киноакадемии — на такой авангард академики пока не готовы, — но вот кассовые сборы кинокомикса говорят о том, что зрители этого актера любят очень преданно.
Во всем мире «Доктор Стрэндж» заработал $325,3 млн и, в принципе, уже окупил свой 165-миллионный бюджет.
Например, в России фильм еще во время превью-показов сумел собрать почти 188 млн руб. и занял на прошлой неделе твердое второе место, а к финалу этих выходных он может с легкостью преодолеть отметку в миллиард рублей (и обязательно станет лидером российского проката). В мировом прокате на миллиард долларов картина, наверное, рассчитывать вряд ли сможет (впрочем, все бывает), но то, что ее итоговая выручка будет больше, чем, например, у первого «Тора» ($449 млн в 2011-м) или «Человека-муравья» ($519 в 2015-м), несомненно.
И все это происходит на фоне достаточно сильных соперников в американском прокате.
Второе место в США занял анимационный мультфильм «Тролли», заработавший $45,6 млн.
Именно этот мультфильм DreamWorks Animation стал первым в России по итогам прошлого уикенда, да и во всем мире он уже собрал почти $150 млн (при 125-миллионном бюджете). Сюжет создан на основе довольно популярной серии кукол, так что в зрителях (в основном юных) недостатка точно не будет.
Третью позицию в американском рейтинге кинопроката заняла еще одна новинка — военная драма Мела Гибсона «По соображениям совести».
Гибсон несколько лет находился в опале у Голливуда: частично за свои антисемитские выпады, частично — за скандал во время развода с семьей, а потом — и с моделью Оксаной Григорьевой. С 2006 года, когда вышли «Страсти Христовы», он не ставит фильмы в качестве режиссера, почти не снимается как актер (исключения — «Бобер» Джоди Фостер и небольшие роли в боевиках «Мачете убивает» и «Неудержимые 3»).
Но теперь Гибсон извинился перед всеми, кто чувствовал себя обиженным, и киносообщество его снова приняло. Его новый фильм основан на реальных событиях и рассказывает о солдате Второй мировой, который по религиозным убеждениям отказался брать в руки оружие. Премьера картины состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале и была хорошо принята критиками; в России ее покажут в ноябре этого года.
А в США в первый уикенд «По соображениям совести» заработал $14,8 млн.
Оставшиеся места в топ-5 американского бокс-офиса достались лидерам предыдущих недель. Комедийный хоррор Тайлера Перри «Хеллоуин Мэдеи» стал четвертым с $7,8 млн; общие сборы этого фильма достигли $65,6 млн и в три раза превысили его 20-миллионный бюджет. У занявшего пятое место «Инферно» — третьей экранизации произведений Дэна Брауна с Томом Хэнксом в главной роли — финансовые дела обстоят похуже, но тоже неплохо: хотя в Америке картина толком ничего не показала (сборы — $26 млн, из которых $6,2 млн пришлись на этот уикенд), но во всем мире выручка ленты сейчас составляет $185,3 млн. С учетом 75-миллионного бюджета дела вроде бы обстоят неплохо, но до показателей «Кода да Винчи» ($758 млн в 2006 году) или даже «Ангелов и демонов» ($485 млн в 2009-м) этой картине очень и очень далеко.