Окраина Ярославля, полдень, мелкий снег с дождем. Во дворе одной из типовых многоэтажек расставлены палатки, в которых снуют люди — у артистов обед. Артисты снимаются в новом фильме Бориса Хлебникова «Аритмия». Основную на сегодня сцену объяснения героев у подъезда отсняли в шесть утра — в это время, как ни странно, был удачный свет, а учитывая русский октябрь, больше за день такого момента могло и не выдаться. Для немногочисленных журналистов осталось только несколько общих планов: через пару часов на балкон квартиры, в которой снимают интерьерные сцены, вынесут камеру, а вдоль забора дома по команде пойдут артисты массовки.
Пока жители окрестных домов у калитки интересуются возможным заработком, Хлебников не спеша рассказывает о новом фильме.
«Аритмия» — это рабочее название, надеюсь, что оно будет другим», — говорит режиссер, написавший сценарий фильма совместно с Натальей Мещаниновой, автором нашумевшего независимого «Комбината «Надежда» про молодежь Норильска. Сам Хлебников в новом фильме возвращается к привычному формату авторского кино после трех лет работы над сериалом «Озабоченные», который вышел в прошлом году на канале ТНТ. Предыдущей полнометражной картиной автора была «Долгая счастливая жизнь» — меланхоличная и горькая история молодого предпринимателя, у которого отжимают едва наладившийся бизнес провинциальные «авторитеты». В сюжете про обреченную борьбу честного человека с людьми «в законе» многие увидели эхо протестов на Болотной площади — премьера состоялась в начале 2013 года на Берлинском кинофестивале. В новой картине, по словам постановщика, никакого сознательного социального высказывания нет.
«Это фильм о человеке конкретной профессии — враче скорой помощи», — лаконично формулирует Хлебников.
Режиссер рассказывает, что «Аритмия» родилась из анекдота: молодая пара собралась разводиться, но из-за оплаченной квартиры решила не спешить с разъездом. В процессе работы над сценарием история стала неизбежно меняться и обрастать подробностями. Мутировали, размылись и жанровые границы, сейчас Хлебников называет фильм трагикомедией. Жанровое определение особенно важно в контексте выхода собратьев Хлебникова по конкурсу «Кинотавра» нулевых Алексея Мизгирева и Николая Хомерики на дорогу масштабного зрительского кино. Впрочем, сам режиссер, поработавший только что в ситкоме, говорит, что никакой принципиальной позиции в этом постоянстве нет. «Будет интересная большая история, своя или чужая, обязательно возьмусь», — улыбается Хлебников, который в интервью разных лет признавался в любви к голливудской классике вроде комедий Билли Уайлдера.
Новый фильм, по его словам, все же ближе к жанровому, зрительскому кино, чем предыдущие работы.
Его главный герой — действительно талантливый врач «скорой» Олег в исполнении постоянного хлебниковского актера Александра Яценко.
Одаренность в профессии компенсирована полной неспособностью наладить личную жизнь с супругой, в роли которой снялась новая звезда русского инстаграма и актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Ирина Горбачева. Яценко говорит, что на роль согласился без колебаний и дело тут не в дружбе между актером и режиссером. «Я просто знаю, что если Боря предлагает роль, то видит в ней именно меня. Даже если предложит залитого кровью человека на носилках сыграть, я соглашусь», — объясняет артист. Горбачева же была приглашена не из-за сетевой популярности, как можно подумать, а тоже из-за точного попадания в типаж. «Нам нужна была не просто возлюбленная, а женщина-друг. В Ире это есть», — говорит режиссер.
Впрочем, история отношений в фильме займет столько же места, сколько и рабочие будни героя, которые и дадут несвойственный российскому авторскому кино динамичный ритм. Помимо общения с обязательным консультантом на площадке Хлебников внимательно проштудировал екатеринбургский документальный сериал «Скорая помощь». Итогом изысканий стало то, что вызовы, на которые ездит Олег, придуманы в полном соответствии с реальностью. Авторы обещают, что работа «скорой» будет представлена во всем многообразии — от ложных вызовов до сложнейших случаев вроде получившей чудовищные ожоги девочки или пьяной драки.
Закончить работу над фильмом авторы и продюсеры Сергей Сельянов и Рубен Дишдишян планируют к крупным европейским фестивалям следующего года.