Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Быть плохим парнем эмоционально сложнее»

Режиссер и сценарист Джонатан Нолан о сериале HBO «Мир Дикого Запада»

Режиссер, сценарист и продюсер Джонатан Нолан рассказал о сериале HBO «Мир Дикого Запада» и почему важно рассказывать историю от имени андроидов, о том, как удалось привлечь к проекту Энтони Хопкинса, и об опасности искусственного интеллекта.

Молодой ковбой Тедди (Джеймс Марсден, Циклоп из фильмов про «Людей Икс») приезжает в небольшой городок на Диком Западе, знакомится с местной красавицей Долорес (Эван Рейчел Вуд) и проводит с ней чудесный день. Но вечером, когда они приезжают к дому Долорес, их ждет стычка с бандитами — двух Тедди застрелит, а вот третьего, известного как Стрелок (Эд Харрис), не сможет — тот неуязвим. Стрелок убьет своего соперника, а с Долорес позабавится в сарае.

Поздно ночью всех убитых оживят и починят специально обученные техники, ведь это всего лишь андроиды, которые развлекают обычных людей — посетителей парка «Мир Дикого Запада».

Те, кто покупает билет в парк, могут развлекаться как угодно — хоть расстрелять всех его обитателей без скидок на пол и возраст. Но создатели «Мира» — в их числе и доктор Роберт Форд, креативный директор парка (Энтони Хопкинс), — уже в курсе, что андроиды могут выходить из-под контроля и обрести самосознание: такими моделями забит целый склад на нижних уровнях комплекса. И разобраться в причинах такого явления пока никто не в силах.

Канал HBO и российский онлайн-сервис «Амедиатека» начали показ сериала «Мир Дикого Запада».

Сериал придуман Джонатаном Ноланом и его женой Лизой Джой Нолан на основе фильма «Западный мир», снятого Майклом Крайтоном в далеком уже 1973-м (в оригинале и сериал, и фильм называются одинаково — Westworld). Сюжет основан на развлечениях, которые будут доступны в будущем, возможно, не очень далеком, когда андроиды, внешне неотличимые от живых людей, будут служить объектами для развлечений своих создателей.

В случае фильма Крайтона это были виртуальные путешествия в мир Дикого Запада, в Средневековье и в Древний Рим, в сериале пока показаны только салуны, ковбои и мирные обыватели, которых посетители парка развлечений нещадно эксплуатируют в различных смыслах и регулярно убивают. Перед премьерой сериала «Газета.Ru» поговорила с Джонатаном Ноланом об андроидах, Энтони Хопкинсе и о том, насколько тяжело быть злодеем в ролевых играх.

— На основе фильма Майкла Крайтона уже были попытки сделать сериал, кстати, при участии самого Майкла, но неудачно. Почему вы вернулись к этой идее и как она развивалась?

— «Западный мир» я видел еще мальчишкой и был страшно напуган (смеется). Оригинальный фильм был переполнен революционными для своего времени идеями, он был своего рода прототипом ролевых игр. А сделать сериал по этому фильму предложил нам Джей Джей Абрамс (он стал и одним из продюсеров. — «Газета.Ru»). В 1973 году не было видеоигр, да и вопрос об искусственном интеллекте сейчас стоит гораздо острее, чем в семидесятых, поэтому, отталкиваясь от фильма Майкла Крайтона, с производственной базой и возможностями HBO можно сделать очень приличный сериал на несколько сезонов (смеется).

Телевидение дает нам площадку для более глубокого исследования самых разных идей, направлений и тем самым возможность показать варианты решения разных проблем через разных героев.

Джей Джей предложил инверсию — решил показать события и их участников с точки зрения одного из действующих лиц в парке, которым был, конечно же, андроид, и эта идея стала тем самым крючком, на который мы попались и увлеклись.

— Расскажите, как вам удалось заполучить Энтони Хопкинса и Эда Харриса, которые до сих пор в сериалах не были замечены — разве что в начале карьеры у Харриса или в паре мини-сериалов у Хопкинса?

— Мы с Лизой (Лиза Джой Нолан, соавтор сценария и сопродюсер «Западного мира». — «Газета.Ru») писали роль доктора Роберта Форда с расчетом на Энтони Хопкинса. Отправили ему сценарий и в жутком волнении ждали приговора. И он сказал, что возьмется! Впрочем, все было не совсем так, конечно, я немного драматизировал. Уже после написания сценария мы встретились с Тони и обсудили с ним наши задачи, изо всех сил стараясь заинтересовать его, что оказалось, кстати, совсем нетрудно. Он феноменально разносторонний человек, ему все интересно.

Сэр Энтони Хопкинс — идеальный выбор, только ему по силам такая ноша.

С Эдом Харрисом мы тоже встречались лично, рассказывали о том, что планируем сделать из этого материала, насколько он соответствует современности и нашим представлениям о морали и этике в связи с развитием технологий. Эда уговаривать не пришлось, он заинтересовался сразу, хотя ничем не проявил своего энтузиазма (смеется). Эд — очень спокойный человек, неторопливый. Это тот самый счастливый случай, когда твое воображение совпадает по всем параметрам с тем актером, который устраивает абсолютно всех — от начальства телевидения до режиссеров.

— Джонатан, вы уже работали с темой искусственного интеллекта (ИИ) в сериале «В поле зрения» и касались этой темы в «Интерстелларе». Расскажите, что вы надеетесь сделать на кабельном телевидении, где вас не будет ограничивать возраст потенциальных зрителей.

— Я думаю, что нашел свой «объект пристального внимания» (смеется). Вы же знаете, что снято множество фильмов и написано множество историй на тему искусственного интеллекта в разных вариациях, но, по сути, все они рассматриваются с позиции человека и нашего отношения к андроидам, роботам, машинам в целом, а также наших страхов быть порабощенными или просто уничтоженными ими. На телевидении, насколько я помню, эта тема не была представлена вообще.

Мы пытались рассмотреть некоторые вопросы, связанные с ИИ, в «Поле зрения» с позиции: а что если машины с их осознанием смогут быть скорее полезны для оздоровления нашего общества?

Ведь они могут нести в себе лучшее, что есть в нас, с их несокрушимой логикой они будут искать выходы из сложных ситуаций, учитывая человеческий инстинкт самосохранения и нашу биологическую хрупкость и зависимость от окружающей среды. В этом отношении мне очень понравился фильм «Она», где ИИ представлен в общении с человеком с позиций любви и заинтересованности, сочувствия и понимания. Ты можешь даже полюбить это, забыв, что имеешь дело с машиной. «Западный мир» дает нам уникальную возможность подойти к этой теме со всех известных нам сторон, может быть, даже открыть новые, еще не поставленные перед нашим воображением вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы.

— Вы думаете, что все-таки есть опасность для людей, связанная с распространением искусственного интеллекта?

— Грустно, что до сих пор мы сконцентрированы на страхе перед роботами и искусственным интеллектом, вместо того чтобы восторгаться и удивляться новым открытиям в этой области. Предположение, что ИИ с логическим мышлением и строгим анализом придут к выводу, что люди беспомощны и не нужны, поэтому подлежат уничтожению, не совсем беспочвенно, конечно. Об этом предупреждают Стивен Хоукинг, Илон Маск и другие ученые. Мы говорим на эту тему так давно, не замечая, что все происходит у нас на глазах и именно сейчас, однако мы подходим к переменам с нашими старыми мерками страха и подозрений.

Но при всем положительном потенциале ИИ для человечества и его нужд мы можем совершенно неожиданно столкнуться с серьезными проблемами, если не будем осторожны. Нам ведь хорошо известны примеры необдуманных решений, связанных с развитием науки и приведших к катастрофам глобального масштаба.

— В сериале доктор Форд высказал интересное мнение о создании сюжета для посетителей парка, совпавшее, по сути, с тем, что следовало бы учитывать при создании фильмов для современного зрителя: «Какой смысл в дешевом щекотании нервов?! Этого недостаточно». Вы хорошо знаете кинобизнес изнутри и отталкивались от этого знания?

— Сказать по правде, я не особенно заинтересован в том, чтобы рассказывать в деталях, чем я зарабатываю на жизнь. Я не считаю, что кому-то творческий процесс интересен настолько, чтобы описывать его или сочинять об этом сценарии. Это слишком близко к дому, так сказать. Мне интереснее другие темы, другие истории.

Но в этом сериале присутствует естественная необходимость затронуть тему творчества, показать взаимоотношения автора и исполнителя, технического персонала, программистов.

Андроиды, исполняющие роли в парке, в некоторой степени могут расцениваться как актеры, с которыми авторы имеют дело. Наверное, я мог бы сказать, что мы вложили в этот монолог наше понимание того, что привлекает зрителя, гостя в нашем случае, в истории, которую ему предлагает парк, но это будет только наше с Лизой мнение, и мы на нем не настаиваем. Эти истории, как вы увидите, непостоянны, они меняются, меняются персонажи, их сочиняют специально приглашенные разработчики. В парке, о котором идет речь в сериале, для гостей придумываются такие ситуации, чтобы они могли проявить себя с той стороны, которая им ближе всего. Можно ли это отнести к кино? Я думаю, что это можно отнести к любому виду творчества, где ценится оригинальность идеи и исполнения. Посмотрим, что скажут наши зрители.

— С точки зрения ваших личных чувств и восприятия жизни, каким вы видите мир будущего, ведь вы вносите в вашу фантастическую историю и что-то от своих личных чувств, верно?

— Я заметил по своему опыту в видеоиграх, что придуманный мир, особенно мир, где в той или иной степени есть насилие, практически требует от тебя быть социально безответственным.

Особенно трудно сделать выбор в ролевых играх, где ты должен решить — быть тебе злодеем, героем или кем-то нейтральным.

Ты выбираешь даже манеру речи, диалоги и, естественно, определенный путь, который проходишь в этой игре во взаимодействии с другими игроками. Я обнаружил, что злодейские роли переносятся тяжелее. Быть плохим парнем эмоционально сложнее, это отнимает больше сил, и я помню, что получал гораздо меньшее удовлетворение от игры. Выбор более добродетельного пути сказывался положительно. Не знаю, ответил ли я на вопрос, но надеюсь, что эта находка нашла свое отражение в том, что мы пытаемся рассмотреть в сериале.

Новости и материалы
Нетаньяху обратился к народу Ирана
В Госдепе США оценили заявления главы минфина Израиля по Западному берегу реки Иордан
Двое подростков пострадали от нападения стаи собак на пляже в Сочи
Дзюбе пожелали побить рекорд Кержакова
Дина Саева после похудения повторила образ Деми Мур в купальнике
Загитова ответила на вопрос о планах на будущее
Марго Робби в укороченном топе показала фигуру через неделю после родов
Ученые предупредили о риске исчезновения двух третей редких лесов из-за климата
Боррель призвал ЕС решить, поддерживать ли Украину «при любом сценарии»
Российского военного будут судить за добровольную сдачу в плен
62-летняя Деми Мур показала фигуру в крошечном бикини: «Модель»
Агент объяснил, зачем «Спартак» выгнал португальского спортивного директора
Лавров рассказал, как страны относятся к просьбе осудить Россию по вопросу Украины
В окружении Мбаппе подтвердили психологические проблемы у футболиста
В США остается неизвестным имя будущего главы Пентагона
Стилист Бородиной высказался о стиле Ирины Аллегровой: «Сильная энергетика»
Африканец из «Факела» предложил сыграть против сборной России
Комментатор о словах Дзюбы: ни одна футбольная псина не будет ставить под сомнение мою карьеру
Все новости