Нынешнее лето в Калининграде, по словам местных жителей, показалось очень коротким из-за дождей, однако фестивалю «Короче» с погодой повезло — два из трех дней было жарко и солнечно. Помимо конкурсной программы, состоящей из четырех двухчасовых блоков короткометражек, в рамках фестиваля 20 августа прошла презентация фильма-катастрофы Николая Хомерики «Ледокол», прокат которого запланирован на осень этого года. Картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о подвиге команды атомного ледокола «Михаил Громов», героически справляющейся с трудностями в Антарктиде.
Прессе и участникам фестиваля показали первые двадцать минут фильма: члены экипажа в исполнении Петра Федорова, Александра Яценко, Виталия Хаева и других известных артистов пьют спирт, смотрят «Бриллиантовую руку», называют судно «Семен Семеныч», пытаются спасти смытую за борт собаку, выясняют отношения и сталкиваются с гигантским айсбергом.
Продюсер Игорь Толстунов, представивший картину на показе, сообщил, что стометровых айсбергов, конечно, не бывает, но ради зрелищности кинематографисты все-таки решили пойти на такое художественное преувеличение.
Самой сложной частью съемок, по словам авторов, стало все, связанное с ветром и снегом, которого для «Ледокола» изготовили целых двести тонн. Что же касается драматической части, то там пока многое непонятно. Во-первых, так и не появился в кадре один из главных героев, которого сыграл Сергей Пускепалис.
Во-вторых, не совсем ясно пока, действительно ли по замыслу авторов все положительные герои носят усы, а негодяи вроде того, которого играет артист Барабаш, бреются до синевы.
Впрочем, своего зрителя картина, очевидно, найдет — показ фрагмента завершился криком члена жюри фестиваля Джаника Файзиева «Продолжение давай!».
На следующий день после окончания конкурсных показов в кинотеатр «Заря» прибыл министр культуры РФ Владимир Мединский. Чиновник много шутил и отказывался читать заготовленную речь по бумажке, поскольку там написано, что короткометражное кино — это только старт для кинематографиста. «Это чушь какая-то», — улыбнулся Владимир Ростиславович, поскольку полагает, что снять короткий фильм куда сложнее, чем «Игру престолов», которую пожелал обязательно превзойти всем конкурсантам.
Впрочем, до фэнтези дело в конкурсе на сей раз не дошло, хотя с точки зрения жанрового разнообразия «Короче» дал бы фору любому российскому фестивалю.
Среди 39 конкурсных фильмов нашлось место всем возможным жанрам и даже одной «эротической антиутопии «Неона» про оказавшихся вне закона гетеросексуалов.
В смысле качества конкурс получился неровным, но выбор жюри вопросов не вызывает, тем более что на две трети он совпал с итогом короткометражного конкурса «Кинотавра». Главный приз взяла комедия «Ну здравствуй, Оксана Соколова!» — энергичный, в духе Жоры Крыжовникова, киноанекдот про загулявшего перед первым рабочим днем радиодиджея. В фильме есть некоторый перебор с музыкой группы «Ленинград», но в остальном это очень крепко сделанная работа и за режиссером Кириллом Васильевым очевидно будет любопытно наблюдать. Награду за сценарий получил Вадим Валиулин за «Кредит» — истории про девушку, смерть и ипотечную кабалу.
Наконец, лучшим режиссером была вполне заслуженно признана Ира Вилкова. Ее фильм «Че» — легкая история про случайно встретившихся в Петербурге юношу и девушку с Кузбасса — напоминает «Прогулку», «Питер ФМ» и другие российские картины в малоосвоенном, но благодарном жанре петербургской романтической комедии.
Закрывая фестиваль, его президент Сергей Сельянов, который в этот день праздновал еще и свой день рождения, попрощался с четвертым «Короче» и сразу же поприветствовал грядущий пятый. Нам ничего не остается, кроме как присоединиться.