Здоровая конкуренция
В пресс-службе РОАС говорят, что Союз учрежден на базе некоммерческого партнерства «Российское общество авторов и иных правообладателей по коллективному управлению их правами РОАП». «Соответствующие изменения в учредительные документы были утверждены общим собранием членов партнерства в конце июля 2016 года», — пояснили в пресс-службе, добавив при этом, что «работа РОАС будет основана на прямых договорах с пользователями», а также, что «члены РОАС будут изымать свои права из Российского авторского общества (РАО) и в ближайшее время поставят вопрос о новом конкурсе на получение госаккредитации».
Создателями Союза, как отмечается в пресс-релизе, стали «ведущие российские авторы и музыкальные издатели».
Генеральным директором Союза избран Максим Дмитриев; сопредседателями совета РОАС стали народный артист России Игорь Бутман и композитор Стас Намин. В совет РОАС вошли Александр Градский, Анатолий Кролл, Вячеслав Добрынин, Даниил Крамер, Алексей Рыбников, Владимир Пресняков-старший, Василий Вакуленко (Баста), Виктор Дробыш и другие. В члены РОАС вступили Вячеслав Бутусов, Геннадий Гладков, Александр Зацепин, Вячеслав Малежик, Александр Малинин и другие авторы, а также российские музыкальные издательства.
Основной миссией Союза называют «установление нового стандарта управления авторскими правами на коллективной основе». «В основу деятельности РОАС будут положены принципы прозрачности и подконтрольности деятельности организации авторам», — отмечается в пресс-релизе РОАС.
Сопредседатель Совета новой организации, народный артист России Игорь Бутман в беседе с «Газетой.Ru» сообщил, что Российский авторский союз создается, прежде всего, в рамках обычной конкуренции.
«Мы выбрали конкуренцию как одну из основ экономики… Если у нас есть только одно РАО, то оно будет собирать авторские так, как оно их собирало раньше, и будут такие же судебные процессы над его руководителями, будет непрозрачная форма отслеживания выплат и прочее. Для того, чтобы создать конкуренцию, мы делаем Российский авторский союз», — отметил он.
В РОАС, по словам Бутмана, придут либо новые авторы, либо те, кто был недоволен деятельностью РАО. «Каждое общество будет стараться и работать лучше, чтобы привлечь к себе авторов. А у авторов будет выбор, — пояснил Бутман. — Вот у меня выбора не было. Я был членом РАО и не получил ни копейки».
Музыкант пояснил, что он и сам не серьезно относился к отслеживанию ситуации с отчислениями, но также отметил, что просто не мог узнать, какие суммы и за какие произведения ему полагаются.
«У меня нет времени этим заниматься, у меня оркестр, музыка, гастроли, общественная работа… Сколько у меня денег в РАО – я не знаю. Зачем мне такое общество, которое меня отвлекает на то, что должны делать они? И я не один такой. Некоторые люди живут на эти авторские отчисления», — сказал сопредседатель Совета Российского авторского союза.
«Когда руководители таких обществ покупают себе какую-то недвижимость, возникает вопрос — а не создать ли новый авторский союз, к которому будет больше доверия, и который, конечно, постарается все сделать лучше, под общественным контролем известных авторов и исполнителей», — подытожил Бутман. Он добавил, что в случае если ситуация с РАО прояснится и оно продолжит активно действовать, авторы только выиграют — как и при любой конкуренции.
«Хочется, чтобы порядок навели»
Само РАО тем временем лихорадит. Внутри общества образовалась некая инициативная группа, сообщившая о необходимости проведения внеочередной конференции с вполне определенной целью - «навести порядок в той организации (РАО), которая, по сути, является нашим агентом по сбору и распределению авторских вознаграждений».
На днях члены инициативной группы направили письмо министру юстиции России Александру Коновалову с просьбой оказать юридическую поддержку при организации и проведении внеочередной конференции.
На мероприятии планируется обсудить, в частности, вопрос о досрочном прекращении полномочий гендиректора РАО Сергея Федотова и отстранении от должности первого заместителя гендиректора Веры Федотовой, об избрании нового гендиректора и Авторского совета в новом составе, о проведении независимого аудита финансово-хозяйственной деятельности РАО, о принятии неотложных мер финансового оздоровления РАО и другие вопросы.
РАО, в свою очередь, ответило обращением в Генпрокуратуру, с просьбой проверить законность действий инициативной группы. Руководство организации заявило, что считает эту конференцию «попыткой рейдерского захвата».
«Газета.Ru», побеседовав с рядовыми участниками Российского авторского общества – из числа тех самых 26 тысяч авторов, состоящих в РАО — выяснила, что люди, далекие от происходящих внутри верхушки расколов, тем не менее, предъявляют те же претензии.
И основные — это непрозрачность работы Общества, невыплата авторских отчислений и коррупция в руководстве.
Алексей Попков, наследник известного русского художника Виктора Попкова, сообщил, что ему не поступало вообще никаких отчислений в последние три года. «Виктор Попков — художник из первого эшелона, его имя постоянно звучит, проходят выставки — в Италии, в Англии, огромный проект был в Третьяковке… Это имя постоянно на слуху. И раньше мы получали авторские отчисления, но вот уже три года нет вообще ничего», — говорит супруга Алексея Нонна Караиванова.
По ее словам, когда Алексей Попков получил письмо от инициативной группы, он подписал его, потому что поддерживает заявленную идею — переизбрать руководство авторского общества. «РАО работает очень плохо. Раньше еще шло что-то, но в последние три года — тишина. Поэтому мы выступаем за то, чтобы сменили руководство, порядок навели», — рассказала Караиванова. «Мы люди не конфликтные, просто хочется, чтобы порядок навели, а его нет давно», — добавила она.
«Я недоволен самой этой системой, которая существует не для авторов, а для кучки менеджеров», — заявляет Александр Чернышов, композитор, автор текстов, доктор искусствоведения, руководитель УКЦ «Медиамузыка».
По его словам, в РАО совершенно непрозрачная система отчетов. Радиостанции, телекомпании и прочие пользователи объектов авторского права отправляют в РАО отчеты, однако сами правообладатели не могут с ними ознакомиться и, по сути, не знают, за что получили деньги. «Приходит отчет: вам выплачено столько-то рублей. Почему столько? Почему только за эти произведения?..», — возмущается Чернышов.
Кроме того, по его словам, в РАО не было и нет экспертов-искусствоведов, которые проверяли бы соответствие произведений, указанных в отчетах, с действительно исполнявшимися в тот или иной момент произведениями, — и это большая проблема: «Где-то звучит твоя музыка, а у пользователя в отчете написано — «Ламбада».
«За все эти годы в РАО сформировали эту систему с неправильными отчетами для того… понятно, для чего, — говорит Чернышов. — Ну а авторский совет эту деятельность прикрывает».
Автор отмечает, что не уверен в результативности внеочередной конференции, если она состоится. «Должны быть собраны 13,5 тысяч голосов письменно и переданы в авторский совет, а он будет решать вопрос о своем переизбрании… Это абсурд. Я не знаю, как можно повлиять на ситуацию. Скорее всего, что-то сделать может только министр или президент… Но что-то делать надо. И в первую очередь — сменить руководство РАО».