Легендарный британский актер, сэр Иэн Маккеллен, известный современному поколению в основном по ролям в трилогиях «Властелин колец» и «Люди X», приехал в пятый раз в Москву, чтобы принять участие в фестивале «Шекспир в летнюю ночь». Мероприятие, организованное Британским советом в России, приурочено к 400-летию смерти Уильяма Шекспира.
Фестиваль открыл моноспектакль сэра Иэна. Он начал играть в пьесах Шекспира в 12 лет и продолжает это делать уже более полувека.
Для открытия фестиваля была выбрана усадьба в Доме Пашкова, в самом центре Москвы.
Дата, 21 июня, тоже выбрана неслучайно, ведь события пьесы «Сон в летнюю ночь» происходят как раз в день летнего солнцестояния.
Спектакль проводит зрителя по творческому пути актера. Маккеллен, которому недавно исполнилось 77 лет, рассказывал публике о работе над своими любимыми шекспировскими ролями.
«Я всю жизнь живу Шекспиром. Сестра привела меня в восемь лет в театр на комедию Шекспира «Двенадцатая ночь», а потом на трагедию «Макбет». Мне всегда было интересно, каково это — играть на сцене. Я пошел по этой дорожке и, так и не доучившись на театральном факультете, стал профессиональным актером. И всю жизнь играл в шекспировских пьесах, 15 из 38», — начал свой рассказ актер.
«Шекспир не устаревает, он очень современный писатель. Он писал обо всех нас: о влюбленных, злых, ревнивых, счастливых, амбициозных», — уверен актер.
Маккеллен рассказал, что однажды видел постановку Шекспира в России, в театре «Современник», где играл Олег Табаков, а также фильм «Гамлет» режиссера Григория Козинцева. Из русских писателей Маккеллен предпочитает Чехова.
При этом, отметил актер, каждое новое поколение читателей и театральных зрителей по-новому оценивает Шекспира. Нынешние постановки совсем не похожи на старые постановки тех же пьес.
«Настоящий Шекспир — это совсем не то, что мы думаем. Там не играют женщины, там нет никаких костюмов и грима, вы сидите на жестких стульях, а на вас льется дождь», — сказал актер.
Сэр Иэн сам старается идти в ногу со временем — он активно пользуется инстаграмом, твиттером, фейсбуком и даже придумал приложение для пользователей Apple под названием «Буря» («Heuristic Shakespeare – The Tempest». — «Газета.Ru»).
«Мне кажется, что заставлять несчастных детей заучивать Шекспира в школе — это бессердечно. Это все равно что мне бы сейчас дали ноты Чайковского и сказали их сыграть. Я не могу играть ноты, я должен сперва их услышать! Шекспир писал не для зрителя, а для артиста, чтобы тот выучил текст и рассказал его на сцене. Вы ведь аудитория, от слова audio, «слышать», — пояснил Маккеллен.
В приложении можно читать текст пьесы и одновременно смотреть видео, где его произносят актеры. В любой момент можно остановить воспроизведение, кликнуть на непонятную фразу и получить комментарий.
Приложение создано в первую очередь для студентов, которые учат Шекспира перед экзаменами.
«Купите мое приложение, тогда я смогу сделать еще, а пьес у Шекспира, как вам известно, 38», — призвал Маккеллен.
Не обошел актер вниманием и другую актуальную в Великобритании тему — могут ли чернокожие актеры играть привычные и классические роли.
«В Великобритании есть расхожая фраза «кастинг, несмотря на цвет». Неважно, играет ли белый артист или чернокожий, важно, как он играет. И зрители это принимают», — добавил актер.
Кроме того, сэр Иэн считает, что роль Яго в произведении «Отелло» должен играть темнокожий актер. Да и сама пьеса должна была называться «Яго».
Конечно, Маккеллен играл и в самых известных произведениях Шекспира — «Гамлет» и «Макбет». Он рассказал, что в британской театральной среде не произносят название «Макбет», говорят «шотландская трагедия». У этой приметы есть историческое и отчасти меркантильное объяснение. Когда более века назад по Великобритании ездили бродячие труппы, в их репертуаре всегда был «Макбет». Эта пьеса самая короткая, а потому самая незатратная, пояснил актер. Если в театре ставят «Макбета», значит, артистам попросту нечем платить.
«Поэтому артисты говорили: «Не упоминайте «Макбета», иначе нам не заплатят», — пояснил сэр Иэн.
Свою роль в «Гамлете» Маккеллен оценил как слабую.
«Я не очень был хорош. У меня ощущение, что я не был персонажем, а бежал рядом с ним, комментируя зрителям, что он говорит», — признался он.
Актер восхищается «Гамлетом», говорит, что именно эта пьеса как нельзя лучше доказывает, что «вся жизнь — театр».
В завершение моноспектакля Маккеллен прочитал зрителям монолог классика, известный только узкому кругу шекспироманов, и еще раз напомнил собравшимся, что произведения Шекспира помогут понять любую современную ситуацию.
В «Гоголь-центре» актер представил недавно отреставрированный Британским институтом кинофильм «Ричард III» (1995), в котором он исполнил заглавную роль.