«Забелин»
Лучшая картина короткометражного конкурса, снятая учениками Бакура Бакурадзе Никой Барабаш и Андреасом Костандакесом, но не получившая ни одного приза. Причина, видимо, в том, что авторы довольно точно следуют художественной линии своего учителя. В чем-то «Забелин» похож на «Брата Дэяна» Бакурадзе, спецпоказ которого состоялся на прошлом «Кинотавре». Тогда же год назад режиссер на своем мастер-классе рассказывал о своих попытках сломать традиционную драматургию, и героям бытового триллера его учеников будто бы не хватает каких-то очевидных мотиваций.
Однако за счет этого картина приобретает почти галлюциногенный готический аромат. История отца-уголовника и его сына, сбежавшего из интерната, снята на высочайшем техническом уровне, и хочется верить, что профессионалы киноиндустрии обратили на авторов самое пристальное внимание.
Стоит также отметить и то, что короткометражный конкурс в этом году во многих случаях вообще был в смысле мастерства едва ли не выше полнометражного.
«Ну здравствуй, Оксана Соколова»
Короткая комедия Кирилла Васильева, взявшая приз жюри, выглядит полноценной заявкой на полный метр, который, вполне возможно, не заставит себя ждать. История про радиодиджея, который после бурной ночи обнаруживает интересные изменения собственного голоса, сделана лихо, бойко и мастеровито. Разве что авторы на саундтреке несколько злоупотребляют использованием репертуара группы «Ленинград» — у них и без следования сегодняшней конъюнктуре с чувством юмора все в порядке. Есть ощущение, что уроки члена жюри Андрея Першина все-таки не прошли даром и в России могут появиться новые режиссеры, понимающие законы комедии и умеющие ими пользоваться.
«Разбуди меня»
Нуар с мистическим оттенком, поставленный дебютантом Гийомом Проценко, подкупает прежде всего блестящей актерской командой во главе с Ириной Вербицкой, которая заставляет вспомнить лучшие работы Одри Тоту, Жюльет Бинош и Шон Янг в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта. По идее, этот фильм должен оставлять впечатление упражнения в жанре «французы на МКАД», но на деле детектив с потрепанными мужчинами, красивыми женщинами и длинными тенями смотрится совершенно естественно в российском антураже. Не в последнюю очередь, очевидно, благодаря автору сценария Андрею Стемпковскому («Обратное движение», «Разносчик»), который здесь демонстрирует потенциал большого жанрового автора.
«Рыба-мечта»
Сказочная мелодрама Антона Бильжо, увы, осталась без призов, но это ничуть не делает ее хуже. Сюжет про интеллигентного корректора, влюбившегося в русалку, спасшую его в Балтийском море, сделан негромко, но цельно. Особенно стоит отметить отличные работы Северии Янушаускайте («Звезда») и Владимира Мишукова, для которого эта работа стала первой главной ролью. В этой картине он чудесным образом максимально приблизился к образам Андрея Мягкова из рязановских комедий, показав, как в трусливом интеллигенте вдруг просыпается мужчина.
«Ученик»
Кирилл Серебренников за долгие годы работы в театре и кино создал себе репутацию постановщика злободневного, который даже классические тексты приспосабливает под нужды дня сегодняшнего.
Пьесу немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга он поставил в «Гоголь-центре» два года назад, а главной претензией фестивальной публики стала излишняя театральность и буквальность переноса сценической постановки на экран.
Однако тех, кто спектакль не видел, «Ученик» вполне может удивить тем, что это самая легкая, смешная и неназидательная из постановок Серебренникова. Смешная, впрочем, не значит веселая. Школьник, превратившийся в религиозного фанатика, ничем не лучше и не хуже тех, кто ему противостоит. Картина говорит о том, что любая, даже самая благая интенция превращается в кошмар в отсутствие настоящей культуры.