Гости прибывали на «Кинотавр» все выходные, и к моменту открытия фестиваля многие уже освоились — в гостинице «Жемчужина» и окрест царила крайне дружелюбная и домашняя атмосфера. Хранителем уюта вполне можно назвать Михаила Олеговича Ефремова, который в этом году предпочитает наряд, будто вдохновленный иконическим образом Рауля Дюка из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Правда, с легким политическим подтекстом — на обязательном для героя головном уборе красуется крупная надпись «Panama».
Что же до самой церемонии открытия, то, за исключением традиционных посланий от президента и премьера, она оказалась одновременно самой эффектной и самой внешне простой за последние несколько лет. Секрет этого парадокса имеет имя — ведущей вечера была назначена Рената Литвинова, которая трогательно прижимала к груди папку со сценарием, но ни разу туда не заглянула, создавая впечатление импровизированного стендапа.
Рената Муратовна сразу взяла высокую ноту, рассыпавшись в комплиментах к фестивалю, который давно стал домом для независимого российского кинематографа. После того как на экране показали нарезку из конкурсных фильмов этого года, Литвинова выразила надежду «найти бриллианты на этом Клондайке» и таким образом задала тон всему вечеру — ограненные алмазы вслед за ней поминали и продюсер Сергей Сельянов, представлявший фильм открытия «Петербург. Только по любви», и член жюри полнометражного конкурса актриса Мария Шалаева.
Другой участник судейства, актер Сергей Шакуров, удостоился от ведущей звания главного мачо российского кино.
На церемонии открытия XXVII Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»
Валерий Матыцин/ТАССАртист так обрадовался, что приветственное слово начал с рассказанного в лицах анекдота про Брежнева, роль которого с успехом исполнил в свое время в сериале Первого канала. Еще одной звездой в жюри стала режиссер последних клипов «Ленинграда» Анна Пармас: отрывки из привлекших внимание российских властей музыкальных видео «В Питере — пить» и «Экспонат» были даже показаны на экране, правда без звука.
Когда же все члены жюри во главе с Николаем Лебедевым понадеялись на успешные поиски бриллиантов, а Сергей Бодров получил почетный приз, пришло время показа альманаха «Петербург. Только по любви». Картина, которая выйдет в российский прокат в сентябре, составлена из семи новелл, снятых женщинами-режиссерами. Собственно, присутствием фильма в программе отчасти и было обусловлено назначение Литвиновой ведущей — ее «Снами Иосифа» альманах финиширует, и именно эта работа была одной из самых ожидаемых в программе киносмотра.
Однако дождаться акварельной кинофантазии, вдохновленной стихами Бродского, было не так непросто.
«Петербург» будто бы нарочно выстроен по нарастанию художественных достоинств от новеллы к новелле. Первая, «Аничков мост» про экскурсовода Полину Кутепову, остроумно придумана, но рассыпается из-за стремления режиссера усилить драму. «Девочки» Анны Пармас про маму и ее взрослую дочку по ритму напоминают ее клипы для «Ленинграда», но вместо песен тут звучат немного назойливые диалоги про Сталина и «либерастов». «Выгул собак» Авдотьи Смирновой — остроумное, но резковатое формальное упражнение в жанре романтической комедии, зато с Михаилом Боярским в роли шамана из коммуналки.
Лучшим же стало «Утро» Оксаны Бычковой, в котором Надежда Лумпова и Александр Паль разыгрывают историю влюбленности студентки и глухонемого. И дело даже не в точно и ловко придуманном сюжете, а в одном идеальном эпизоде, когда рядом с героями, идущими по одному из питерских дворов-колодцев, вдруг материализуется чернокожий матрос. Он не нужен для сюжета, он не несет никакой смысловой нагрузки, зато он смешной и абсолютно кинематографичный. И когда он выходит из кадра, хочется, чтобы его обязательно взяли на заметку все ведущие российские кинематографисты. Кажется, что с ним искомых бриллиантов в российском кино станет куда больше.