Следователь Станислав Тихонов (Михаил Ефремов) приезжает на место преступления: ограблена квартира известного музыканта Льва Полякова (Алексей Гуськов), воры украли несколько ценных вещей и бесценную реликвию — скрипку Страдивари. С помощью стажера лейтенанта Елены Лавровой (Светлана Иванова) и эксперта-криминалиста Ноя Марковича (Юрий Ицков) Тихонов пытается понять, как действовали преступники, которые оставили множество следов.
Это и рисунок черной кошки, который сразу узнает начальник Тихонова генерал милиции Шарапов (Сергей Шакуров), и анонимка, которая указывает, что скрипку украл бывший скрипач, а ныне сотрудник серпентария Иконников (Сергей Гармаш); воры с резким грузинским акцентом сообщают следователю еще одну фамилию. У самого Тихонова нелады в семье, прибившаяся к хиппи дочь. Кроме того, следователь влюблен в Лаврову, которая оказывается дочерью генерала Шарапова.
Телеканал «Россия» (ВГТРК) начал показ многосерийного фильма «Следователь Тихонов»
— экранизаций произведений Аркадия и Георгия Вайнеров, посвященных этому сотруднику МУРа, снятых Сергеем Снежкиным (сериал «Брежнев», фильм «Похороните меня за плинтусом») вместе с художником-постановщиком и режиссером Эдуардом Оганесяном (комедия «Дабл трабл»).
Братья Вайнеры сейчас, пожалуй, прежде всего известны как авторы романа «Эра милосердия» — литературной основы телефильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» — и как писатели, придумавшие Жеглова и Шарапова. Но их первая повесть («Ощупью в полдень» 1968 года) и большая часть написанного за последующие десять лет — это как раз повествования о деятельности следователя Тихонова. «Часы для мистера Келли» (1970), «Визит к Минотавру» (1972), «Я, следователь…» (1972), «Гонки по вертикали» (1974), «Лекарство для Несмеяны» (1978), «Город принял!» (1978).
Советские кинематографисты сразу обратили внимание на этого персонажа. Первые экранизации были сделаны на киностудии «Грузия-фильм» — правда, имена главных героев в фильмах «Я, следователь» (1971) и «Ночной визит» (1974, по роману «Визит к Минотавру») были изменены, но сам сюжет остался неизменным. Ну а после успеха «Места встречи…» были сняты фильмы и по другим книгам Вайнеров; самыми удачным были «Гонки по вертикали» (1983) и «Визит к Минотавру» (1987), а повесть «Лекарство для Несмеяны» переносили на экран дважды — в 1979-м под названием «Лекарство против страха», а 1989-м под названием «Вход в лабиринт».
Тихонова играли совершенно разные по типажу актеры — Вахтанг Кикабидзе (правда, его героя звали Микеладзе), Андрей Мягков, Александр Фатюшин, Сергей Шакуров.
Сериал «Следователь Тихонов» — это фактически несколько двухсерийных телефильмов («Визит к Минотавру», правда, растянулся на четыре), каждый из которых посвящен отдельному делу знаменитого следователя. Тихонов сталкивается с разными преступниками и обстоятельствами, но неизменно побеждает, как и положено в классическом детективе. Неизменным остается и окружение Тихонова — помогать ему так и будут Лена Лаврова (она ответственна и за романтическую линию) и Ной Маркович. Снова на экран вернется и Шарапов — здесь он генерал-полковник и учитель Тихонова.
Актерский ансамбль — одна из самых сильных сторон «Следователя Тихонова».
Ефремов играет грубого, но честного и преданного делу милиционера, у Светланы Ивановой получается показать настоящую дочь офицера, которая пытается сама построить свою карьеру. Ну а Шакуров обеспечивает связь времен — его Тихонов в «Визите к Минотавру» 1987 года, очевидно, и стал примером для его более молодого коллеги по цеху.
Еще одним достоинством сериала стало то, что его авторы решили оставить время действия таким, каким оно было у Вайнеров, 1970-е годы, и сделали все, чтобы зрители в это поверили: они широко используют кинохронику, автомобили тех времен и даже не ошибаются в подборе реквизита.
Если бы на этом все и закончилось, получился бы очень неплохой ретродетектив вроде «Мосгаза» и его продолжений.
К сожалению, авторы пошли дальше и попытались привнести в сериал комедийную составляющую, как было очень хорошо реализовано в «Улицах разбитых фонарей» или «Убойной силе» (Снежкин, кстати, работал над этими проектами). Но развязное поведение героев, небрежное отношение к валюте (совсем несвойственное законопослушным гражданам 1970-х), неоправданная жестокость самого Тихонова, а главное, режущий слух анекдот про маузер Дзержинского в устах знаменитого скрипача приближают «Следователя Тихонова» к чему-то наподобие «Гитлер капут», а не к книгам братьев Вайнеров, которые были все-таки не понаслышке знакомы с работой советских правоохранительных органов.