«Пропустите министра культуры Азербайджана», — слышалось из толпы у стеклянных дверей Мариинки-2 вечером 14 декабря. В здании театра вот-вот должна была стартовать церемония открытия IV Санкт-Петербургского культурного форума, но у целого ряда гостей форума возникли сложности с входом. В связи с тем что начать церемонию должен был президент России Владимир Путин, были усилены меры охраны и возникла путаница с документами, обеспечивающими попадание в театр. В толпе у входа можно было встретить, например, директора Мультимедиа Арт Музея Ольгу Свиблову, руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского и экс-министра культуры Михаила Швыдкого. Эти и многие другие гости церемонии вроде Кирилла Серебренникова вынуждены были буквально штурмовать единственную открытую дверь.
Проще говоря, происходящее на входе напоминало не культурный форум, а концерт кого-нибудь из героев русского рока в каком-нибудь ДК в середине 1990-х.
Когда гости все же попали внутрь и утолили чувство обиды несколькими глотками шампанского, на сцену, задником которой служил огромный книжный шкаф, под аплодисменты поднялся Путин. Книжные полки символизировали завершающийся год литературы и президент порадовался успехам, достигнутым в рамках этого периода, особенно отметив проект «Война и мир. Читаем роман» и фестиваль «Книги России», прошедший летом на Красной площади. Вторая смысловая часть выступления была посвящена наступающему году российского кино. Президент выразил надежду, что деятели культуры в 2016-м проявят себя не хуже, чем в году уходящем, и заявил о необходимости поиска «лучших решений для развития отечественной киноиндустрии».
Напоследок Путин рассудил, что год культуры для России вообще не должен заканчиваться, и удалился с мероприятия под оглушительные и продолжительные овации.
Собственно церемония в некотором смысле послужила продолжением речи президента. После короткой видеозаставки на сцену вышли артисты в пролетарских робах с книжками в руках и зачитали высказывания русских классиков от Гоголя до Герцена, в частности знаменитую максиму про врачей и боль. После чего стеллажи красиво раздвинулись и за ними оказался экран — так был оформлен символический переход от года литературы к году российского кино. Правда, на размещенной на экране эмблеме синий и красный цвета в российском триколоре почему-то поменялись местами.
Представление было разделено на четыре блока, посвященных авангарду, кино во время войны, кинематографу «оттепели» и современному положению дел. Каждый из актов предварялся записанным на видео обращением эксперта в соответствующей области. Так, Константин Эрнст, прославивший на открытии Олимпиады в Сочи русский авангард, рассказал о великом кинематографе начала века, «легитимизировавшим советский режим».
Никита Михалков прочувствованно поведал о том, как во время войны россияне с упоением смотрели «Чапаева» и «Александра Невского».
Ну а режиссер сериала «Оттепель» Валерий Тодоровский говорил о том, как кинематограф шестидесятых сосредоточился на судьбе отдельного человека, отметив, что оскароносная «Война и мир» Сергея Бондарчука отразила «многообразие русского мира».
Основную же часть церемонии составили выходы популярных актеров, говоривших словами деятелей кинематографа от Дзиги Вертова (Данила Козловский) до Василия Шукшина в искрометном исполнении Александра Яценко. Дважды представление прерывалось для приветствия присутствовавших в зале писателя-фронтовика Даниила Гранина и поэта Евгения Евтушенко. Музыкальное сопровождение обеспечивал симфонический оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Павла Петренко.
Например, завершением военного блока стало хоровое исполнение «Десантного батальона» Булата Окуджавы из «Белорусского вокзала», сопровождавшееся видеорядом с кадрами из шедевров советского военного кино и марша «Бессмертного полка» 9 мая 2015 года.
Четвертая часть церемонии, посвященная современности, вышла самой короткой, зато после нарезки фрагментов российского кино последних 20 лет на сцену поднялся Федор Бондарчук. Режиссер и продюсер предложил собравшимся ознакомиться с киночаяниями россиян, которые на протяжении 15 минут рассказывали с экрана о том, какое кино они хотели бы посмотреть. Самой интересной оказалась история машиниста поезда о неизвестном, который сначала вышел на рельсы, а потом пригрозил разгневанному рассказчику пистолетом. Завершил основную часть церемонии Федор Сергеевич словами о том, что прямо сейчас его коллеги по всей России снимают кино, после чего на экране возникли архивные кадры вроде Павла Лунгина и Петра Мамонова на съемках фильма «Царь».
Сопровождался видеоряд почему-то мелодией из песни группы Nautilus Pompilius «Где твои крылья».
Наконец, эпилогом представления стало выступление американской благотворительницы Сьюзан Кармел Лерман, представившей выставку «Русское влияние на музыку и танец в Америке». Лерман сообщила, что идея выставки принадлежала Мстиславу Ростроповичу, а также отметила, что балет «Щелкунчик» уже давно стал частью американского национального сознания.