Перекур в кольчуге
Безропотную лошадку запрягают в телегу, на которую двое стражников загружают узлы и тяжелый сундук. Затем там же устраивается Елена Волошанка с ребенком на руках, все оглядываются на великого князя Ивана Третьего, который спускается с длинной лестницы. Тот машет рукой, провожает отъезжающую телегу долгим тяжелым взглядом. И оглядывается сам — на свою жену Софию, урожденную Палеолог, а сейчас — великую княгиню Московского княжества.
Звучит команда «Стоп, снято!», стражники и горожанки из массовки выходят на перекур — прямо в кольчугах и тяжелых шубах. Лошадку — вернее, гордого коня — выпрягают до следующего дубля, члены съемочной группы убирают двор и готовят следующую сцену. Иван для отдыха садится на перила, для Софии приносят стул.
На ВДНХ, в специально выстроенном Кремле XV века, проходили съемки исторического сериала о Софии Палеолог, ставшего женой великого князя московского в один из наиболее любопытных периодов русской истории.
Интересное время
Принцесса царской крови, племянница последнего византийского императора и дочь деспота Мории рано осиротела и воспитывалась при дворе папы Римского, который назначил ей и ее братьям небольшую пенсию. Когда девочке исполнилось 14 лет, к ней посватался московский великий князь. Опекуны дали согласие на брак, и через три года, в 1472 году, после пятимесячного путешествия через Любек, Колывань, Тарту и Новгород, она прибыла в Москву.
На новом месте 17-летней девушке сразу пришлось доказывать свои добрые намерения. Ее подозревали в том, что она прислана папой для того, чтобы склонить Московское княжество к унии. Урожденная Зоя перекрещивается в Софию по православному канону. Через несколько лет она заставляет своего мужа отказаться платить дань Ахмату — и Иван Третий стал тем, кто ликвидировал многовековое татаро-монгольское иго. Позже София участвовала в борьбе с ересью, соперничала со своей невесткой, женой сына Ивана Третьего от первого брака Еленой Волошанкой, прошла через опалу и сумела добиться престола для своего сына — ставшего московским князем Василием Третьим.
Кто это делает
Снимает сериал режиссер Слава Росс, известный по трагикомедии «Тупой жирный заяц» и по драме «Сибирь. Монамур»; сериал «София Палеолог» — его первая работа для телевидения.
Отрастивший бороду Евгений Цыганов сыграл Ивана Третьего, а роль Софии исполнила Мария Андреева («Духless 2», сериалы «Палач», «Паук»), немного похожая на восстановленный образ московской княгини, выполненный Сергеем Никитиным.
В сериале много исторических действующих лиц — это и Иван Молодой, сын Ивана Третьего (его играет Илья Ильиных, Овечкин из «Географ глобус пропил»), Фрязин (живущий в Петербурге швейцарский актер и режиссер Джулиано Ди Капуа), папа Сикст IV (литовский актер Владас Багдонас), Марфа Посадница (Лидия Байрашевская), митрополит Московский Филипп (Петр Зайченко), хан Ахмат (актер Амаду Мамадаков).
Как это делают
Съемки начались в сентябре и должны закончиться до конца декабря.
«У нас сложный по фактуре фильм — мы снимаем и лето, и осень, и зиму, — рассказал продюсер картины Андрей Бегунов. — Все эти времена года очень сложно запихнуть в приемлемый производственный период. И когда мы начинали, нам повезло — было тепло и солнечно».
Съемочная группа работала в живописной деревне Спирово (Подольский район, сейчас — Большая Москва), где снимали русские поля с пролесками и речушками. Натурные сцены снимали в музее деревянного зодчества в Великом Новгороде, в Боровске — в архитектурном ансамбле Свято-Пафнутьева монастыря. В Праге работали на киностудии «Баррандов» в декорациях XV века, построенных для сериала «Борджиа», — там снималась вся итальянская часть, то есть то, с чего началась история история Зои-Софии.
Одну из ключевых и масштабных сцен сериал — Стояние на Угре — снимали в Калужской области.
Московский Кремль XV века был построен за 55-м павильоном ВДНХ — на 30 гектарах выстроены кремлевские стены, великокняжеские палаты, строящийся Успенский собор, боярский двор и центральная площадь, еще не ставшая Ивановской.
Полное завершение работы над фильмом планируется к весне 2016 года. Он будет показан по телеканалу «Россия 1», но дата премьеры пока не названа.
Время великих
«Это было время великих, — ответил продюсер сериала Андрей Бегунов на вопрос, почему он решил обратиться к этому периоду. — Иван Третий, безусловно, один из самых ярких и мощных правителей в нашей историй, а его женитьба на Софье Палеолог — первый династический брак в России».
Бегунов пожаловался, что источников по времени правления Ивана Третьего очень мало и подробностей о нем никто не знает.
«Но сериал придерживается исторической правды — в том смысле, в котором мы смогли ее изучить. Нам помогали в Московском университете, консультировали в Духовной академии — в те времена восприятие жизни шло через восприятие бога», — рассказал он.
История Софии, уверен продюсер, — готовый материал для фильма.
«Посмотрите — ее кинули в Москву, потом отправили в Белозерье, вернули обратно, снова сослали в Белозерье, снова вернули. И она умудрилась родить девятерых детей и выйти победителем. В этой истории ничего не надо придумывать — все уже придумала за нас жизнь», — рассказывает он.
«Моя героиня — добрая, сильная принцесса. Человек всегда старается справиться с невзгодами, поэтому сериал, скорее, про силу, нежели про женские слабости. Он про то, как человек справляется со своими страстями, как он смиряется, терпит, о том, как любовь побеждает. Мне кажется, это фильм про надежду на счастье», — считает исполнительница роли Софии Мария Андреева.
Иван Третий, Грозный и Великий
Иван Третий за время своего правления получил сразу несколько прозвищ. Один из летописцев прозвал его «Горбатым» — по мнению историков, из-за того, что князь сутулился; в ходу было и «Правосуд». Еще на век раньше своего внука он стал Иваном Грозным Васильевичем.
Создатели фильма знают об этом, но никаких параллелей не проводят.
«Управлять российскими княжествами в Средние века было непростой работой, — заметил Бегунов. — А в истории он остался как Великий».
Он отметил, что в это время благотворно и бурно развивались отношения России с Западом, причем в очень конструктивном ключе.
«Мы брали у них все самое лучшее и применяли у себя. То же самое происходило и с Востоком. Иван Третий выстроил дипломатию со всеми, вплоть до Китая и Афганистана, это были первые попытки интегрироваться в общее культурное пространство, при этом не теряя идентичности», — отметил продюсер, добавив, что именно при Иване Третьем стало понятно, что Московское княжество не будет зависеть ни от Рима, ни от Константинополя.