Проект «Голос» (организация включена Минюстом в список иноагентов) — самое популярное шоу музыкальных талантов отечественного телевидения. Этот формат придумали в Голландии, и сейчас под маркой The Voice выходит множество его клонов во всем мире. Неизменными остаются только правила — четверо наставников-тренеров набирают себе команду, а затем сами производят отсев, выбирая сильнейшего — которые затем попробуют выиграть главный приз в финале. И именно они являются главными участниками «Голоса» — за исключением победителя, конечно.
Таинственные наставники
Три сезона в «Голосе» были одни и те же наставники – Александр Градский, Дима Билан, Леонид Агутин и Пелагея, — и все три сезона побеждали участники из команды Градского: Дина Гарипова в первом, Сергей Волчков во втором и Александра Воробьева в третьем. Стабильность, конечно, признак мастерства, но на Первом решили что-то изменить, пока победы выбравших Градского певцов и певиц не стали доброй традицией «Голоса».
И в финале третьего сезона Константин Эрнст объявил о том, что шоу продолжится, но с новыми наставниками.
Объявлять их имена канал не спешил. Даже после серии публикаций в СМИ фамилий новых тренеров со ссылкой на «осведомленные анонимные источники» официальных подтверждений не последовало. В интервью «Газете.Ru» глава дирекции музыкальных программ канала Юрий Аксюта объяснил это желанием сделать сюрприз телезрителям, пообещав, что аудитория очень хорошо знает новых наставников и все они безумно знамениты.
Накануне начала съемок слепых прослушиваний в конце августа в инстаграме канала даже появилась фотография со знаменитыми красными креслами, на которых были наклеены листочки с написанными от руки фамилиями — Бабкина, Шнуров, Малежик и Укупник. Любопытно, что этот розыгрыш многие поклонники шоу приняли за чистую монету, а протест у них вызвала лишь кандидатура Надежды Бабкиной — с остальными фанаты были, в принципе, согласны. Особенно с Сергеем Шнуровым из «Ленинграда».
Понятно, что удержать интригу после продолжавшихся несколько дней съемок в «Голосе» уже не смогли, но большинство телезрителей все же узнало настоящие имена на креслах только в самом начале первого выпуска четвертого сезона.
Тренерами стали участница «Евровидения-2015» от России Полина Гагарина, певец Григорий Лепс, рэпер и продюсер Баста (Василий Вакуленко) и – сюрприз – Александр Градский.
«Хорошо, что остался Градский – это отличная история, я считаю. Так получилось, что предыдущая команда проиграла ему три-ноль, и чтобы этот счет хотя бы размочить, требуются нестандартные подходы», — поделился с «Газетой.Ru» генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов.
Выбирает песня
«Голос» традиционно начинается с предварительного кастинга. Все желающие подают заявки, после чего их прослушивает целая комиссия – в нее входят, например, Юрий Аксюта от Первого канала и Дмитрий Коннов.
В четвертом сезоне до следующего этапа – слепых прослушиваний и выбора наставников – добрались 147 конкурсантов. При этом каждая из команд, как правило, состоит из 14 человек; в прошлом сезоне Агутину разрешили набрать 15.
Чтобы попасть в команду (то есть, чтобы во время исполнения хотя бы один наставник нажал на кнопку, поворачивающую кресло), претенденту на победу в «Голосе» нужно правильно подобрать песню, которая наиболее соответствует его возможностям.
По правилам участникам предоставляется на выбор 60 композиций. Сейчас в «Голосе» выбор даже больше – организаторы пошли на это, чтобы разнообразить репертуар слепых прослушиваний.
«Когда в первом сезоне было 60 песен, получалось, что два-три участника пели одну песню. В какой-то момент это даже тренеров раздражает. Последние два сезона повторов практически нет», — поделилась с «Газетой.Ru» музыкальный редактор шоу Марина Андрусенко.
Репертуар подбирают из российских и западных хитов разных лет; кроме того, в него включаются те песни, которые стали популярными в последнее время. Этот список рассылается всем участникам, которые были отобраны для слепых прослушиваний, – и они выбирают несколько композиций, которые, по их мнению, им подходят. В итоге с помощью музыкальных редакторов и выбирается та песня, с которой участники «Голоса» пробуют завоевать сердца тренеров.
«Иногда ребята показывают интересные песни уже на кастинге – и они за ними закрепляются», — говорит Андрусенко.
По ее словам, подбор песни – дело индивидуальное. Кто-то из участников быстро определяется с номером, а кому-то предлагается другая песня, не та, которую он выбрал из списка.
«Наша задача – обмануть тренера, чтобы все участники выступили хорошо», — резюмирует она.
Как набирают команду
«Обмануть» Градского, пожалуй, невозможно — у него огромный опыт участия в этом шоу. Сам он во время представления объяснил свое появление и в новом сезоне тем, что была нужна какая-то связь с тем «Голосом», что был до этого. От этой роли именитый музыкант, разумеется, не отказывается. Более того — во время слепых прослушиваний он не только набирал свою команду, но и давал советы своим новым коллегам, еще не искушенным в правилах игры, как расслышать в голосе невидимого певца того участника, который сможет рассчитывать на победу.
По мнению Коннова, труднее всех из тренеров будет Басте.
«Он совершенно не знаком аудитории Первого канала, — считает он. — С другой стороны, «Голос» является не только телевизионной историей для целевой аудитории канала, но и благодаря YouTube рассчитан на тех, кто предпочитает видеоконтент, а там Василий — номер один. Посмотреть на эту конвертацию, думаю, будет интересно».
Сам Баста назвал «Голос» «интересным проектом», а количество участников, которых он должен собрать в свою команду — 14, — чрезмерно большим. Тем не менее он готов соблюдать установленные традиции шоу.
«Хотелось бы, чтобы было семь человек с мужским голосом и семь — с женским. Чтобы соблюсти баланс для составления дуэтов», — поделился он с «Газетой.Ru».
Соперничества с Градским рэпер не боится.
«Мы, конечно, понимаем, чего ждать от Градского, — рассказал он. — Градский — академист, классик, педагог, у него понятное видение того, как должна звучать музыка, каким должен быть вокалист, насколько он чисто должен петь, владеть дыханием и голосом».
Баста признался, что предыдущие сезоны «Голоса» он полностью не смотрел, но видел ролики тех артистов, которые, по его выражению, «выстрели». Он отметил выступления Антона Беляева (второй сезон «Голоса», команда Пелагеи, выбыл в полуфинале. – «Газета.Ru») и сказал, что с ним было бы интересно работать.
«Я больше склоняюсь к голосам, звучащим необычно. Я сторонник ошибок, самобытного, удивительного голоса. Пусть это будет неточно, пусть не чисто, но в этом отношении я блюзмен — мне нужно сердце. Исполнение должно меня удивить», — рассказал Баста о том, как будет набирать свою команду.
В первом выпуске наставники традиционно осторожничают — так, Баста взял себе в команду всего двух (столько же одобрили Лепс и Гагарина), и только Градский решился на троих — видимо, как более опытный.
В конце все будет
Тех участников «Голоса», которые сумели впечатлить наставников и пройти в команду, ожидает еще серия испытаний таланта и нервов. Они пройдут через поединки и нокауты, когда уже тренеры начнут выбирать, кто вылетит из шоу; они же, кстати, выбирают и репертуар для этих этапов.
Но это только половина конкурса. Дальше будут четверть- и полуфиналы — которые тоже, по большому счету, игра на вылет. В финал, который пройдет в декабре, выйдет всего четверо артистов — по одному от каждого наставника.
Победитель, конечно, будет только один, и только его ожидает контракт с Universal Music Russia.
Такой контракт заключали все предыдущие музыканты, которые выиграли «Голос». Например, Дина Гарипова — она представляла нашу страну на «Евровидении-2013» (и заняла там пятое место), сейчас активно выступает с концертами, выпустила дебютный альбом и работает в театре своего наставника Александра Градского.
«Мы провели со всеми участниками слепых прослушиваний встречи и рассказали им, что с ними произойдет, если они победят, у них у всех одна информация, — поделился с «Газетой.Ru» Дмитрий Коннов. — Все, что сейчас с участниками происходит, — это телевидение, а «Голос» — лучшая команда на рынке телевизионных шоу талантов, и мы, конечно, им доверяем. А сами выходим на сцену только в декабре, в качестве приза».