Юные годы будущего классика фильмов ужасов, с одной стороны, окутаны некоторой таинственностью, а с другой — многое объясняют в истории человека, который перевернул сами основы жанра хоррора. Крэйвен родился в 1939 году в семье строгих кливлендских баптистов и учиться после школы отправился в христианский университет, где получил ученые степени по литературе, философии и психологии. После учебы он некоторое время преподавал, но вскоре оставил эту бесперспективную профессию ради кинематографа — первые режиссерские опыты Крэйвен, по слухам, сделал в качестве постановщика порнофильмов. Правда, работал он тогда под псевдонимом, поэтому найти первые работы мастера представляется не вполне возможным.
Первым фильмом, принесшим славу молодому постановщику, стал вышедший в 1972 году «Последний дом слева».
Картина получила самое разнообразное признание — в США, допустим, «Последнему дому» едва не присвоили самый высокий цензурный рейтинг Х, а в Великобритании он и вовсе был запрещен на протяжении 30 лет. Впрочем, важны здесь не столько жестокие сцены изнасилований и убийц, сколько то, что вдохновлялся Крэйвен основанным на шведской народной балладе «Девичьим источником» Ингмара Бергмана. Иными словами, в этой картине уже в полной мере проявился характерный режиссерский почерк, который в итоге всего через 12 лет и вывел фильмы ужасов из жанрового гетто прямиком в мейнстрим.
Случилось это, разумеется, благодаря вышедшему в прокат в 1984 году первому фильму о когтистом маньяке в полосатом свитере «Кошмар на улице Вязов».
Режиссер точно понимал: для того, чтобы сделать большое и страшное кино, ему недостаточно быть отвратительным. Как и любой другой жанр, хоррор должен опираться не только на фантазмы, но и на настоящую идею, которой в случае с «Кошмаром» стали дотошные исследования феномена сонного паралича, которые, по слухам, проводил Крэйвен, готовясь к съемкам. Оставалось только придумать подходящего злодея — дух обожженного садиста с безумной улыбкой, — на свет явилась моментальная классика, среди прочего подарившая зрителю Джонни Деппа, который сыграл в картине свою первую роль.
То же касается, кстати, и Шэрон Стоун — ее первое появление на экране состоялось в крэйвеновском «Смертельном благословении», где актриса сыграла жертву зловещих сектантов.
Начиная с «Кошмара» почти каждый фильм режиссера становился событием, но следующей революции в жанре пришлось дожидаться еще 12 лет. В 1996 году, спустя два года после седьмого фильма о Крюгере, на экраны вышел «Крик». История об убийце с большим тесаком в белой маске была написана Кевином Уильямсоном, которого именно Крэйвен вытащил из безвестности, пораженный изобретательностью сценария. Первоначально задуманный как трилогия «Крик» показывал, что хоррор не только может быть смешным, но еще и оставаться страшным, несмотря на обнажение и подробный разбор всех жанровых механизмов. Герои фильма, преследуемые маньяком, были фанатами ужастиков и прекрасно знали все клише, по которым развивается жанр, что не мешало им гибнуть стремительно и часто глуповато — так, что смех у зрителя буквально застревал в горле, моментально сменяясь ужасом.
Завершив первую трилогию «Крик» в 2000 году, Крэйвен возвращался в городок Вудсборо дважды.
В 2011 году вышла четвертая часть франшизы, которая должна была запустить новую трилогию. Этого так и не произошло, однако в невероятно смешном фильме нашлось место для едких издевательств над тем, во что сегодня превратился «страшный» жанр. Продолжение работы над новой трилогией было отложено из-за того, что Крэйвен взялся за продюсирование для MTV сериала, переносящего сюжет первого «Крика» в наши дни. Скончался режиссер всего за сутки до эфира последней серии первого сезона.