В Москве 1918 года смешались времена и эпохи. Дворяне распродают вещи на блошином рынке, уцелевшие буржуи гуляют в немногих сохранившихся ресторациях, а рабоче-крестьянская власть пытается воссоздать старый уголовный розыск на новых, пролетарских принципах. Но обойтись без специалистов еще старой, царской закалки просто невозможно: революционный порыв не может заменить профессиональные навыки сыскной работы.
Так в одной команде молодого московского угро оказываются Николай Вараксин (Александр Домогаров), который начинал еще при прежней власти, и демобилизованный матрос-балтиец Петр Соколов (Вячеслав Крикунов). Им предстоит разоблачить жестокую банду, прозванную в народе «попрыгунчиками»: преступники идут на дело в белых саванах, масках и на ходулях с пружинами. Одной из жертв могла бы стать и сестра Вараксина Анна (Елизавета Нилова), но ее спас Соколов. И для заслуженного сыщика, и для его молодого коллеги расследование становится чем-то личным.
Первый канал в понедельник, 16 февраля, начинает показ многосерийного исторического фильма о первых шагах советского уголовного розыска «Господа-товарищи». Вслед за раскрытием тайны «попрыгунчиков» обещаны сочинение песни «Мурка» по мотивам реальных событий, покушение на Ленина и несколько других любопытных дел, которыми занималась советская милиция сразу после революции.
Удивительно, что
очень качественный для российского телевидения сериал довольно долгое время провел в запасниках Первого: он был готов довольно давно, успел выйти в Израиле в апреле 2014-го и на Украине — в декабре, успев до массовых запретов в сопредельной стране всего российского сериального телепродукта.
В анонсе нового сезона, который Первый показывал прошлой осенью, «Господ-товарищей» тоже не было, а в сетке они появились во многом случайно. Показ начатого на прошлой неделе спортивно-биатлонного сериала «Выстрел» был остановлен после четырех серий (по официальной причине — из-за переговоров в Минске), да так и пропал из программы передач на неизвестный срок. Именно его и заменил фильм о первых сыщиках московского уголовного розыска в большевистской России.
Конечно, при советской стране это время и это место были в определенном смысле сакральными, вспомним хоть биографический «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма. «Газета.Ru» вспоминает те фильмы советского периода, которые явно послужили источником вдохновения для «Господ-товарищей».
«Рожденная революцией» (1974–1977)
Действие первых эпизодов 10-серийного эпика о советской милиции ближе всего к сюжету «Господ-товарищей». Правда, речь там идет о петроградской милиции, а главный герой Николай Кондратьев (в исполнении Евгения Жарикова) — питерский рабочий, выходец из крестьян, призванный на службу в органы. Есть в «Рожденной революцией» и представитель царского сыска — Нил Алексеевич Колычев (Вадим Медведев), который учит молодого следователя правильным приемам работы.
Другое дело, что «Рожденная революцией» снималась совсем в других идеологических условиях, которые требовали показывать, что пролетарии могли прислушиваться к советам старых специалистов, но систему следствия выстраивали сами и на новых принципах, руководствуясь, например, классовым подходом. Вараксин в «Господах-товарищах» — специалист настолько высокого уровня, что рядом с ним пасуют не только бывшие моряки, но и само марксистско-ленинское учение. Примечательно, что Кондратьев в «Рожденной революцией» тоже, подобно Соколову, находит себе жену из «бывших».
«Трактир на Пятницкой» (1978)
Фильм по роману Николая Леонова рассказывает как раз про МУР, но повествует о временах более поздних, чем в «Господах-товарищах». На дворе эпоха НЭПа, Москва наполнилась кабаками и трактирами разной степени роскошности, в них кутят нэпманы, ну а добропорядочные граждане страдают от бандитских бесчинств. В новом сериале нет прямых отсылок к этому лидеру советского проката, но атмосфера вседозволенности преступного мира взята, кажется, именно отсюда.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Знаменитый телефильм Станислава Говорухина, несмотря на то что его сюжет развивается сразу после Великой Отечественной, может считаться предшественником «Господ-товарищей» сразу по нескольким причинам. Так, Глеб Жеглов и Володя Шарапов (Владимир Высоцкий и Владимир Конкин) работают там же, где и герои нового. У них, конечно, нет различия по социальному происхождению, но общий подход сохраняется: опытный опер учит молодого сотрудника тонкостям расследования. Ну а главное, «Место встречи изменить нельзя» — это очень хорошее бадди-муви о двух приятелях, дружбе которых не может помешать некоторая разница во взглядах на жизнь и профессию.
«Шерлок Холмс» (2013)
Тут имеется в виду российский сериал Андрея Кавуна «Шерлок Холмс», вышедший осенью 2013 года. Сериальный «Шерлок Холмс» может быть предтечей «Господ-товарищей» как пример создания двумя героями нового персонажа: Холмс (Игорь Петренко) и Ватсон (Андрей Панин) вместе участвуют в разработке образа великого сыщика, и один без другого вряд ли совершит подобный подвиг. Новая трактовка популярного сюжета, впрочем, событием не стала, потерявшись на фоне оригинального «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем, вычурного «Шерлока Холмса» Гая Ричи (с Робертом Дауни-младшим) и классического советского фильма с Холмсом в исполнении Василия Ливанова.
«Григорий Р.» (2014)
Прошлогодний сериал подавали как правдивый рассказ о великом старце, и в этом качестве он вышел, к сожалению, слишком поздно — к этому времени уже несколько лет как утихли споры относительно роли Григория Распутина (в исполнении Жерара Депардье) в русской истории. Между тем из этого сериала в «Господ-товарищей» прямиком перекочевал образ следователя Свиттена (Андрей Смоляков), который по заданию Временного правительства ведет расследование деятельности старца. Он дотошен, профессионален, умеет быть жестким и даже жестоким, но при этом не чужд сострадания и умеет извлекать выгоды из своего положения. И кстати, положение его в 1917-м мало чем отличается от положения Вараксина в 1918-м: оба они чужды новой власти, которая лишь по необходимости прибегает к сотрудничеству с ненавистными старыми спецами. И совершенно зря: их честность и рабочие качества могли бы принести — и приносят — много пользы.