От фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» никто не ждал, что он будет кассовым хитом. Эта картина о провинциальном автослесаре и его противостоянии с властью и служителями церкви относится к тому направлению отечественного кинематографа, который скромно называют «авторским» и отправляют собирать призы на различных кинофестивалях и кинопремиях. Тем не менее в прокат они тоже выходят — и даже способны удивить, как и случилось в данном случае.
В стартовый уикенд с 5 по 8 февраля «Левиафан», по данным ЕАИС, собрал в российском прокате более 40 млн руб. (примерно $625 тыс.).
Портал «Кинопоиск» в своем прогнозе сулит картине 47 млн руб. кассовых сборов и ставит его на третье место — причем примерно с теми же показателями, что и у «Приключений Паддингтона», идущего вторую неделю в отечественном прокате детского фильма о приключениях медвежонка в мире людей; его сайт поставил на второе место.
«Для авторского кино это большой успех. «Левиафан» собрал в первый уикенд больше, чем весь прокат его предыдущей «Елены»,
— отмечает кинокритик, главный редактор сайта Timeout.Ru Геннадий Устиян (общие сборы этой картины составили без малого $700 тыс. в России и еще $233 тыс. — за рубежом. — Газета.Ru).
На первом же месте — «Восхождение Юпитер» от авторов «Матрицы» Эндрю и Ланы Вачовски с примерной цифрой в 300 млн руб. ($4,7 млн, по данным Box Office Mojo).
«Левиафан», впрочем, выполнил и свое основное предназначение. Картина попала в короткий список «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», где будет бороться за главный приз с польской «Идой» (только что выигравшей у «Левиафана» на престижной британской BAFTA) и картинами из Эстонии, Швеции, Аргентины и Венесуэлы. В активе картины Звягинцева уже есть «Золотой глобус» в аналогичной номинации — вторая подобная награда в истории советско-российского кинематографа.
Сборы фильма Звягинецва могли быть, наверное, еще больше, но в начале января лента очутилась в сети на пиратских сайтах.
Этот факт, как признавался Звягинцев в интервью «Газете.Ru», вызвал у него ярость. Сожалел об утечке и продюсер фильма Александр Роднянский, но пиратов они решили не преследовать. В ответ на злостное нарушение копирайта в сети появился сайт, на котором можно было сделать пожертвование в благодарность за просмотренный фильм.
К началу проката было собрано более 1 млн руб. взносов; по просьбе авторов «Левиафана», эти деньги были перечислены благотворительному фонду «Подари жизнь».
Вслед за утечкой копии фильма началось широчайшее общественное обсуждение «Левиафана», порой проходившее на повышенных тонах: одни ругали его за «русофобию» и называли поклепом на действительность, другие — превозносили за точно угаданный нерв проблематики нынешней русской жизни и возможность увидеть в этой истории метафору положения вещей в России. Резонанс от фильма Устиян сравнивает с шумихой, поднявшейся вокруг проката «Страстей Христовых» Мела Гибсона.
«Шумиха — это для любой картины всегда хорошо», — отмечает эксперт.
Роль «пиратского релиза» в промокампании фильма Устиян, напротив, считает отрицательной: «Когда фильм бесплатно можно скачать в интернете, это всегда влияет на прокат негативно. Не понимаю, почему правообладатели с этим не боролись».
Предыдущие фильмы Звягинцева большими сборами не отличались. Так, «Возвращение», ставшее громким полнометражным дебютом и сенсацией Венецианского фестиваля в 2003 году, заработало в прокате более $2 млн (из них только четверть — в России: $550 тыс.). Тем не менее для того времени и объема российского кинорынка это были относительно успешные показатели. Общая сумма сборов «Изгнания», следующего фильма Звягинцева, составила $330 тыс.
В американском прокате «Левиафан» собрал без малого $470 тыс. Таким образом, общие сборы к концу первого уикенда составят более миллиона долларов. При этом бюджет фильма — 220 млн руб., или приблизительно $3,4 млн.
Заработки фильма складываются не только из кассовых сборов: авторы фильма получают также деньги от продаж прав на телевизионный показ (в случае с российским авторским кино они обычно составляют шестизначные суммы в долларах), прав на демонстрацию фильма в интернете и выпуска на физических носителях (например, DVD). «Газете.Ru» известно о том, что эти права уже проданы, однако ни сумма, ни покупатель пока неизвестны (по одной из версий, «Левиафан» хочет показывать Первый канал). Представители прокатчиков фильма из компании на момент сдачи материала были недоступны для комментариев.