За знакомыми дверями на Тверской, 23, совершенно незнакомый вид: на месте Драматического театра открылся Электротеатр «Станиславский»: подвергшийся капитальному ремонту (а вернее сказать — перепрограммированию) Драматический театр им. Станиславского. За год ремонта отсюда выселили ресторан, переделали фойе, создали множество новых репетиционных пространств, изменили вид зрительного зала.
Разрозненные помещения здания объединили в одно пространство с продуманной идеологией и функциональностью. Из знакомых прежним завсегдатаям архитектурных деталей здесь лишь основная и боковая лестницы.
Реконструкцией театра занималось архитектурное бюро Wowhaus Олега Шапиро и Дмитрия Ликина (институт «Стрелка», отдельные объекты в Парке Горького, обновленная Крымская набережная).
Этот театр знал разные времена, разных главных режиссеров — и самую разную публику. Сто лет назад здесь открылся электротеатр «Арс» — один из первых кинозалов в Москве. После революции здесь работал детский театр Натальи Сац, затем Московский ТЮЗ. В 1950 году сюда переехала преобразованная Студия оперно-драматического театра. Здесь в разные годы работали нынешний руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, а также один из теоретиков мирового театра Анатолий Васильев — в этих стенах он в конце 70-х поставил «Первый вариант «Вассы Железновой» и «Взрослую дочь молодого человека». Нынешний руководитель Борис Юхананов — ученик, соратник и восприемник идей Васильева.
В начале 90-х именно здесь впервые вышел на сцену Петр Мамонов — в спектакле «Лысый брюнет», поставленном режиссером Олегом Бабицким по пьесе Даниила Гинка; в дни представлений зал наполнялся неформальной молодежью.
Почти все свои собственные монопостановки — «Шоколадный Пушкин», «Есть ли жизнь на Марсе», «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева» Мамонов тоже делал в этих стенах.
Здесь увидели свет лучшие спектакли Владимира Мирзоева («Х-лестаков», «Коллекция Пинтера», «Двенадцатая ночь»), который затем на короткий срок стал главным режиссером театра. В худруках и главрежах Драматического театра побывало много заметных деятелей современного русского театра — Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Александр Галибин. Предшественник Юхананова Валерий Белякович — тоже человек знаменитый и заслуженный, создатель некогда гремевшего в Москве Театра на Юго-Западе.
Юхананов стал руководителем «Станиславского» в результате конкурса, объявленного департаментом культуры Москвы; победила концепция, написанная им вместе с нынешним директором театра Мариной Андрейкиной. О ней худрук подробно рассказал в двух интервью, которые «Газета.Ru» взяла у Юхананова в начале и конце процесса подготовки театра к новой жизни. В ней — шаги не только по изменению внутритеатральной жизни (так, например, Юхананов закрыл весь репертуар, который шел в театре до его прихода), но и навстречу публике.
Фактически «Станиславский» станет культурным центром с театральной направленностью —
здесь, например, откроется Школа современного зрителя, в которой для всех желающих будут проходить лекции, занятия, мастер-классы и интерактивные игры, направленные на повышение осведомленности современной публики о том, что происходит в современном театре.
Откроется театр премьерой спектакля «Вакханки» по Еврипиду в переводе Иннокентия Анненского в постановке именитого греческого режиссера Теодораса Терзопулоса, создателя театра «Аттис» в Афинах.
На очереди — премьера «Синей птицы» самого Юхананова, в которой он проложил сюжетную структуру сказки Мориса Метерлинка воспоминаниями ветеранов труппы театра Владимира Коренева и Алевтины Константиновой; они же сыграют главные роли в этой работе.
На очереди — строительство малой сцены и освоение внутреннего пространства двора театра, которые будут использоваться для лабораторной работы, дебютных и экспериментальных постановок.
Однако если работы в основных зданиях театра, находящегося в городском подчинении, были профинансированы частным фондом, то дальнейшие работы должны быть профинансированы из городской казны; вполне вероятно, что мэр Москвы Сергей Собянин приехал на открытие театра с хорошими новостями.
Впрочем, трудностей театр, кажется, не боится. «Когда настают времена неопределенности, не подменять их на некие «определенности», — сказал Юхананов «Газете.Ru», — действовать в неопределенности, в тумане, искать вектор — это интересная задача для театра и вызов для него. В любом случае, театр как процесс возникает не там, где есть деньги и экономика, а там где есть художественная практика».