О месте Образцовой в российской культуре свидетельствует простой и верный факт: вот уже четыре десятилетия ее фамилия является нарицательной для любого россиянина, который когда-нибудь бывал в музыкальном театре, и первой приходит на ум при слове «опера». О месте в культуре мировой — тот факт, что в 1975 году она стала приглашенной солисткой Метрополитен-опера; это в советские годы, прямо скажем, удавалось немногим. Закончив творческую карьеру, певица активно занялась преподаванием оперного мастерства и снова заслужила признание — ее воспитанники сейчас поют в театрах по всему миру. Была членом жюри популярного шоу «Большая опера» на телеканале «Культура», поражая зрителей и участников уровнем точности своих оценок.
Образцова признавалась, что ее самые первые воспоминания были связаны с войной и блокадой Ленинграда: в трехлетнем возрасте она пережила первую, самую тяжелую блокадную зиму и лишь весной 1942 года ее с матерью эвакуировали в Вологодскую область.
После войны семья вернулась в Ленинград, и именно там она сделала первые шаги в пении — стала заниматься в Детском хоре городского Дворца пионеров.
Но по-настоящему заниматься она начала после переезда в Ростов-на-Дону — сначала в музыкальной школе, а затем и в Ростовском музыкальном училище.
Родители, вспоминала Образцова, были против того, чтобы она становилась певицей; они даже настояли, чтобы дочь готовилась к карьере инженера. Но будущая знаменитая певица успешно прошла отбор в Ленинградскую консерваторию — и семья сдалась (на выпускном экзамене певица получила отметку 5+, второй раз в ХХ веке).
А окончательно они поверили, что их дочь должна петь, когда ее приняли в труппу Большого театра — случилось это в 1964-м, а годом ранее Образцова уже выступила на знаменитой сцене, исполнив партию Марины Мнишек в опере «Борис Годунов».
«Когда я отучилась в консерватории три курса и получила две золотые медали на конкурсах, меня пригласили работать в Большой театр. Тогда отец уже не так скептически высказывался относительно моего желания стать певицей. Родители гордились мной и были счастливы, что мне удалось добиться своей цели», — рассказывала она в интервью.
Ее карьера, кажется, не знает падений — только взлет. Уже в первый год обучения она вместе с театром отправилась на гастроли в миланский Ла Скала, пела там небольшую партию; потом приезжала в Италию с главными ролями в спектаклях Большого. В 1975-м она покорила и Америку: сначала поехала туда вместе с Большим театром, а потом приняла участие в спектакле «Трубадур» Оперы Сан-Франциско, в котором ее партнером был Лучано Паваротти.
Считалось, что Образцова в 70–80-х была в фаворе у власти. Однако, кажется, это только внешнее впечатление. В интервью «Аргументам и фактам» певица рассказала, как
однажды спела на правительственном концерте для советских чиновников арию на французском языке — и стала объектом «жуткого прессинга».
Спасло только вмешательство министра культуры Екатерины Фурцевой. «Она собрала чиновников и сказала: «Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!» — пересказывала Образцова. — Почему итальянская, я так и не поняла, но взбучка Фурцевой подействовала, и больше меня не трогали».
Впрочем, Образцова сама вспоминала, что не делала попыток остаться за рубежом, а чиновники не препятствовали, если ей поступало приглашение из зарубежного театра: так, в 1975 году она стала приглашенной солисткой американской Метрополитен-опера. В начале 80-х Образцова снималась у Франко Дзеффирелли: он экранизировал целую серию классических опер, и советская певица играла в «Сельской чести» вместе с Пласидо Доминго.
«Я имела большой успех, и когда говорили или писали обо мне, то говорили и писали о России, Советском Союзе.
Я поднимала престиж нашего государства и очень горда этим», — говорила она.
Образцова реализовалась в двух ипостасях — после завершения активной карьеры она начала заниматься обучением оперной молодежи, организацией конкурсов, мечтала о собственной оперной академии. Умела помогать молодым певцам, оставаясь с ними в очень человеческих отношениях, без тени монументального света от собственного величия, которым, безусловно, обладала. Какое-то время в конце нулевых руководила оперной частью Михайловского театра в Петербурге. И иногда выступала сама.
Очередной концерт с ее участием должен был состояться в декабре 2014 года на сцене Кремлевского дворца, но певице потребовалась реабилитация после перенесенного летом того года воспаления легких и проведения октябрьского «Оперного бала» в Большом театре, где она была одним из главных организаторов. Образцова настояла, чтобы речь шла не об отмене, а о переносе представления — которое, увы, уже не состоится.