Главным событием вечернего аукциона Christie`s стала продажа «Портрета Марии Цетлин» Валентина Серова, который ушел с молотка за $14,5 млн — при довольно скромной стартовой цене в $2,4–3,1 млн.
В итоге он стал самой дорогой картиной, проданной на русских торгах, обогнав «Труды Богоматери» Николая Рериха, которую год назад на аукционе Bonhams купили за $12,4 млн.
Не в счет только авангардисты, традиционно продающиеся в рамках специализированных торгов. Среди них до сих пор лидирует «Супрематическая композиция» Казимира Малевича — самое дорогое проданное с аукциона произведение русского автора, за которое в 2008 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке отдали $60 млн.
Работу Серова, впервые оказавшуюся на рынке, продавал муниципалитет израильского города Рамат-Ган. Бывшую эсерку и хозяйку литературного салона в Париже, жену поэта и мецената Михаила Цетлина, который после революции активно поддерживал бедствующую русскую эмиграцию, рисовали Лев Бакст и французский скульптор Антуан Бурдель. В 1959 году, после смерти мужа, Мария подарила семейную коллекцию муниципалитету Рамат-Гана — вместе со своим портретом кисти Серова.
На основе этого собрания Цетлиных в Израиле был создан Музей русского искусства, носящий их имя. Там до сих пор и хранилась картина.
Мэрия города пообещала, что на миллионы, вырученные от продажи «Портрета Марии Цетлин», они построят новый музей русского искусства, чтобы спасти оставшуюся часть коллекции — больше пятидесяти произведений Льва Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой и Максимилиана Волошина. Тем не менее сотня жителей Рамат-Гана всё равно вышла на акцию протеста против продажи картины, устроив коллективный культпоход в музей.
Всего же аукцион Christie's собрал $32 млн, продав 73% от выставленных на торги лотов. В этом году их по-настоящему впечатляющий каталог соединил работы передвижника Алексея Саврасова и авангардистки Натальи Гончаровой, нонконформиста Оскара Рабина и московского концептуалиста Ильи Кабакова.
С живописью также соседствовали изделия ювелирного дома Фаберже: на торги было выставлено больше 70 драгоценных предметов.
Ещё одним топ-лотом Christie`s стал «Портрет Александра Тихонова» Юрия Анненкова, который писал Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Льва Троцкого и ещё десяток видных лиц ХХ века. Эта работа выставлялась аукционным домом на торги уже дважды и в этот раз ушла с молотка за $6,3 млн, побив ценовой рекорд на работы художника. Сумма, правда, едва-едва подобралась к верхней отметке эстимейта — $7 млн.
После торгов глава департамента русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен заявил, что «русские шедевры достигают тех цен, которых они заслуживают на мировой арт-сцене».
На фоне каталога Christie's выборка Sotheby's смотрелась значительно скромнее: на торги здесь выставили 37 лотов в диапазоне от Константина Маковского до Александра Дейнеки.
Однако продали всего 12 из них.
Невостребованными, например, оказались эскиз декораций к опере «Князь Игорь» Бородина работы Николая Рериха и гигантское полотно «Иван Сусанин» Константина Маковского, предварительно оцененное в $2,4–3,9 млн.
Несмотря на устойчивый спрос на соцреализм, никого не заинтересовал и «Вечер в колхозе» Александра Дейнеки 1949 года.
Самой дорогой проданной на торгах работой стал в результате «Бахчисарай» Бориса Кустодиева, ушедший за $2 млн. Полотно, на котором рыночные торговцы изображены на фоне красно-оранжевого закатного неба, долгое время хранилось в частной коллекции. Вторым топ-лотом оказалась «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой — за нее отдали $1,1 млн.
В сумме же аукцион Sotheby's, прошедший вечером 24 ноября, собрал 5 млн фунтов.
Вслед за Sotheby's, и Christie's 26 ноября работы русских мастеров выставят на продажу аукционные дома Bonhams и MacDougall's — последний торгует исключительно русским искусством.