На очереди – Жоэль Помра, известный у нас прежде всего интерпретациями хрестоматийных сказок, со спектаклем про коммивояжеров («Великая и невероятная история коммерции»). Следующий герой фестиваля – режиссер Деклан Доннеллан, ставший в России уже практически своим, с неожиданным для него спектаклем «Король Убю» по пьесе Альфреда Жарри . Южноафриканский художник и режиссер Уильям Кентридж (чья ретроспектива с успехом прошла в 2011 году в «Гараже») представит визуальную интерпретацию «Зимнего пути» Франца Шуберта; вокальную же часть исполнит известный баритон Маттиас Гёрне.
Талисман фестиваля, литовец Оскарас Коршуновас, покажет «Последнюю ленту Крэппа», моноспектакль по Сэмуэлю Беккету – итог своей многолетней работы с артистом Юозасом Будрайтисом.
Михаэль Тальхаймер, автор знаменитой «Эмилии Галотти» (ставшей хитом NET девять лет назад), привозит «Тартюфа» со звездой берлинского театра «Шаубюне» Ларсом Айдингером в главной роли. Этого актера в Москве знают в первую очередь как Гамлета в одноименном спектакле худрука этого театра Томаса Остермайера, но его Тартюф может оказаться еще лучше. Интересно, что в данный момент оба – и артист, и руководитель «Шаубюне» — снимаются в Петербурге в фильме «Матильда Кшесинская» Алексея Учителя.
Именно NET в 2012 году открыл россиянам британского режиссера Кэти Митчелл – как когда-то и многих других хедлайнеров мирового театра; в позапрошлом сезоне ее «Кристина» получила «Золотую маску» как лучший иностранный спектакль. Но «Дыхание» по пьесе Дункана Макмиллана, которое приезжает на NET-2014, – это Митчелл, которую мы еще не знаем.
В своих предыдущих постановках она довела до совершенства знаковый для современного театра прием «камеры в реальном времени». Декорация «Кристины» была одновременно и съемочной площадкой:
умелые операторы на наших глазах превращали театральный павильон в очень правдоподобный интерьер.
Поэтический художественный фильм рождался на наших глазах. Эта техника «очеловечивала» цифровое изображение, снимая оппозицию между реальностью жизни и реальностью экрана и делая вторую продолжением первой. Митчелл заставляла заново прочувствовать то самое «здесь и сейчас», которое присуще театру в отличие от кино. Такое решение распространялось еще на несколько ее спектаклей. И только в «Дыхании» Митчелл отказалась от камер и вообще сильно сократила смету постановки.
В пьесе Дункана Макмиллана много говорят об экологии – семейная пара, молодые и прогрессивные европейцы, спорят о том, нравственно ли рожать ребенка, когда планете не хватает ресурсов.
Чтобы оставаться последовательной, режиссер отключила от сети все театральное освещение:
электричество вырабатывают сами актеры, которые в течение часа с небольшим крутят педали динамо-машин.
Еще одна интрига фестиваля – обновленное пространство бывшего Театра имени Станиславского, где помимо «Дыхания» Кэти Митчелл пройдет открытая репетиция нового спектакля Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ». Дебют Кастеллуччи в России будет по совместительству первой премьерой «Электротеатра «Станиславский» — необыкновенной театральной площадки, возникшей на месте Драматического театра им. Станиславского, где по приглашению Бориса Юхананова работают звезды мировой режиссуры.
Посвятив несколько проектов картинам Антонеллы да Мессины и Марка Ротко, знаменитый итальянский режиссер и художник репетирует спектакль на тему фрески Джотто «Воскрешение Лазаря».
Современные художники часто ставят перед собой научные задачи, и если в документальном театре мы знаем режиссеров-историков и социологов, то
работу Ромео Кастеллуччи можно смело назвать искусствоведением.
Даже когда в основе его спектакля лежит не живописное произведение, а более традиционный театральный материал – как, например, трагедия Шекспира, – то, что в итоге предлагает Кастеллуччи, нельзя описать словом «постановка». В любом источнике, будь то литература, архитектура или живопись, режиссер прежде всего анализирует представление о человеке, которое было свойственно той культуре, – и каждый раз показывает его кризис в современном мире.
Этого же стоит ожидать от нового спектакля, ведь будущая премьера носит то же название, что и книга Норберта Винера – родоначальника кибернетики и теории искусственного интеллекта.
Очевидно, знание, что в наше время сами люди потенциально способны делать неживое живым, у Кастеллуччи каким-то образом будет связано с сюжетом «Воскрешения Лазаря».
Хотя российская программа фестиваля состоит из репертуарных спектаклей, и по большей части столичных, которые можно видеть в Москве в течение сезона, она оправдана в первую очередь идеологически: год за годом арт-дирекция составляет своего рода топ российской режиссуры, то, что может быть причислено к «новому европейскому театру». Сюда вошли «(М)ученик» Кирилла Серебренникова, «Борис Годунов» Константина Богомолова, два спектакля Дмитрия Волкострелова – «Лекция о ничто» и премьера «Русского романса», а также «Норманск» Юрия Квятковского, «Золушка» Марфы Горвиц, «Конармия» Максима Диденко со студентами Школы-студии МХАТ и музыкально-театральный проект Алексея Смирнова и Владислава Тарнопольского «ARTинки с выставки».