Венецианский кинофестиваль в очередной раз подтверждает свой статус самого зрительского из мировых киносмотров класса А. Если Канн позволяет себе открываться блокбастерами, но все же отдает предпочтение кино экспериментальному, требующему от публики явных усилий, то директор Мостры Альберто Барбера вновь отобрал в программу фестиваля фильмы, подходящие почти для любых категорий зрителей.
Так, безусловным хитом, например, станет фестивальная премьера режиссерской версии второй части «Нимфоманки» Ларса фон Триера.
На открытии в среду вечером покажут «Бердмена» Алехандро Иньярриту — картину о пожилом актере-неудачнике, которому предлагают заполучить назад былую славу, вернувшись к роли супергероя, только не на экране, а на бродвейской сцене. Известный многофигурными тяжеловесными фильмами Иньярриту на сей раз, кажется, решил несколько упростить структуру и снять настоящее голливудское кино. В главных ролях — Эдвард Нортон, Зак Галифианакис и Эмма Стоун, а в заглавной — Майкл Китон, который, как и его герой, знаменит прежде всего ролью Бэтмена в фильме Тима Бертона четвертьвековой давности.
Что касается непосредственно фестивальной программы, то там представлено еще несколько громких американских картин. «Хорошее убийство», например, рассказывает о военном авиадиспетчере, управляющем беспилотными истребителями. Главную роль в фильме сыграл Итан Хоук, а режиссером выступил Эндрю Никкол — один из самых заметных авторов в большом голливудском кино последних лет: достаточно вспомнить «Гаттаку» или недавнее «Время» с Джастином Тимберлейком. Другой многообещающей американской картиной станет «Манглхорн» Дэвида Гордона Грина о пожилом слесаре с темным прошлым. Слесаря играет Аль Пачино, а режиссер своим предыдущим фильмом «Джо» (премьера которого, кстати, тоже состоялась год назад в Венеции) доказал, что в его руках на чудеса способен даже такой актер, как растерявший было последних поклонников Николас Кейдж.
Ну и, наконец, свой байопик великого режиссера Пьера Паоло Пазолини представит живой классик маргинального кино Абель Феррара. Роль автора «Сала» и «Теоремы» в картине сыграл Уиллем Дефо.
Кроме того, зрительские массы наверняка привлекут новые картины Фатиха Акина («Головой о стену», «Душевная кухня») и Роя Андерссона («Ты, живущий», «Песни со второго этажа»). В фильме Акина «Шрам» рассказывается об армянине, который, дожив до седин, вдруг узнает, что во время геноцида, возможно, спасся не только он, но и его дочери, которых он и отправляется искать везде — от Назарета до Северной Дакоты. О фильме Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» ничего толком не известно, но шведский автор молчал семь лет (со времен «Ты, живущий»), и его возвращение в кино — событие само по себе.
Особняком в основной программе стоит картина Джошуа Оппенхаймера — автора нашумевшего документального «Акта убийства» об исполнителях геноцида коммунистов в Индонезии 1960-х.
Его новый фильм «Взгляд молчания» продолжает поднятую тему, рассказывая о тех же событиях с позиции выживших жертв индонезийских палачей.
Разумеется, для россиян самым важным событием фестиваля станет премьера нового фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Картина станет возвращением режиссера к истокам: попробовав силы в жанре социальной сатиры («Глянец») и аляповатой рождественской сказки с голливудским размахом («Щелкунчик»), он снял своеобразное идейное продолжение «Истории Аси Клячиной» и «Курочки Рябы».
Персонажи в «Белых ночах...» другие, но принцип тот же — непрофессиональные актеры в главных ролях, минимальный бюджет и поэзия русской провинции.
Любопытно, что этим фильмом Кончаловский неожиданно попал в один из трендов последних лет: новое поколение кинематографистов уровня Бориса Хлебникова («Сумасшедшая помощь», «Долгая счастливая жизнь») тоже предпочитает искать сюжеты в провинции. Помимо конкурсного показа фильма Кончаловского на фестивале также состоится показ отреставрированной версии «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии.