Федор Бондарчук получил предложение снять для компании Warner Bros очередную экранизацию гомеровской «Одиссеи». Картина задумана как эпическое и, вероятно, вольное по отношению к античному тексту полотно. По данным издания Deadline, сценарий «Одиссея» напишет Джереми Донер (сериалы «Убийство» и «Схватка»), а одним из продюсеров будет Джанни Нуннари, известный по работе над тремя «От заката до рассвета», двумя частями кинокомикса «300 спартанцев», «Отступниками» и «Островом проклятых».
На желание кинобоссов потратить пару сотен миллионов на экранизацию античного шедевра, очевидно, повлиял отмеченный на протяжении последних лет рост интереса зрителей к псевдоисторическим пеплумам. Только за первую половину нынешнего года вышли провальные «Помпеи» Пола У.С. Андерсона ($101,8 млн сборов), не менее неудачный «Геракл: Начало легенды» ($61 млн) и бодрый кинокомикс о греко-персидской войне «300 спартанцев: Расцвет империи» ($331,1 млн мировых сборов).
А впереди еще просто «Геракл» с Дуэйном Джонсоном.
Кроме того, в активе Warner Bros уже есть снятая десять лет назад «Троя» Вольфганга Петерсена. Немецкий режиссер, напомним, вовсе исключил из гомеровского текста все, что касается божественного вмешательства, экранизировав его как исторический источник. На фильм, в котором главные роли сыграли Брэд Питт, Питер О'Тул, Шон Бин и другие мировые звезды, студия потратила $175 млн, а выручка во всем мире составила почти полмиллиарда долларов.
Кроме того, картина получила номинацию на «Оскар» (за костюмы) и выиграла два приза от кинопремии MTV (Питту и за лучшую драку). В общем, эксперимент удался, а на разгромные рецензии можно было не обращать внимания.
Ну и, наконец, у экранизаций «Одиссеи» в Голливуде тоже есть своя история. О возвращении хитроумного царя Итаки после Троянской войны уже снимали «Странствия Одиссея» 1955 года с Кирком Дугласом и телефильм «Одиссея» 1997 года, который поставил другой россиянин — Андрей Кончаловский.
По мнению издания Deadline, на выбор Бондарчука в качестве режиссера нового пеплума повлияло сразу несколько обстоятельств. Эту кинодинастию знают в Америке: Сергей Бондарчук еще в 1960-е получил «Оскара» за «Войну и мир», Бондарчук-сын тоже знаком американским зрителям.
Прошлогодняя военная драма Федора Бондарчука «Сталинград» — первый российский фильм в формате IMAX и 3D — оказался очень успешным в прокате:
в России он заработал 1,66 млрд рублей и стал лидером 2013 года. Еще «Сталинград» получил несколько престижных наград и претендовал на «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — правда, безуспешно. Кроме того, с помощью компании Sony фильм прокатывался в США и даже получил эксклюзивную неделю в американских IMAX (когда показывали только его); он собрал в США ровно $1 млн (общий прокат длился полтора месяца, а показывался фильм в 308 кинотеатрах).
Еще одно преимущество Бондарчука перед возможными конкурентами на режиссерский пост: он очень популярен в России и Китае — двух кинорынках, присутствие на которых Голливуд считает обязательным для международного успеха фильма.
Федору Бондарчуку уже предлагали снимать в США: в 2012 году компания Latitude Media звала его поставить кино о современных пиратах. Фильм должен был называться «Восьмое море», а съемки предполагалось проводить в Великобритании. По данным кинопортала IMDB, в настоящее время проект находится в работе.