Фильм «Да и Да» Валерии Гай Германики («Девочки», «Все умрут, а я останусь», сериал «Школа») представит Россию в конкурсе Московского международного кинофестиваля. Мелодраматичный сюжет рассказывает об отношениях молодых художника и учительницы. В зарубежном кино нашу страну представит Григорий Добрыгин, снявшийся в картине «Самый опасный человек» голландца Антона Корбайна. Эта картина — шпионский триллер, рассказывающий о странном россиянине, который появляется в чеченском квартале одного из немецких городов и сразу приковывает к себе внимание всех возможных разведок. Корбайн если на самый именитый, то уж точно самый звездный участник фестиваля — автор знаменитых клипов Depeche Mode, знаменитый фотограф, он известен своими музыкальными фильмами, в том числе «Контролем» — байопиком лидера группы Joy Division Яна Кертиса.
Украину представит фильм Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь» — о двух братьях-гуцулах, которые даже перед лицом смерти одного из них не могут перестать делить имущество, женщин и жизнь.
Всего в основном конкурсе ММКФ примут участие 15 картин. Среди них — семейная драма «Круговерть» лауреата «Сезара» Марка Фитусси, научно-фантастический фильм «Бети и Омар» Энди Зиге о бегстве молодой эфиопки от войск Муссолини, выпущенный пятью странами; израильский фильм «Прибежище» о жизни двух семей под одной крышей во время второй ливанской войны; германо-швейцарская «Страна мечты» — социальная драма Петры Фольпе о болгарской проститутке, работающей на улицах Цюриха накануне Рождества; турецкий фильм «Свет очей моих» Хакки Куртулуша и Мелика Сарачоглу о слепнущем киномане; «Хардкор-диско» поляка Кшиштофа Сконечны о буржуазии и богеме, а также ленты из Ирана, Японии, Греции, Германии.
«Жанровое кино все больше проникает на фестивали, все меньше становятся различия между так называемым фестивальными фильмами и жанровыми.
И ММКФ двигается даже не в русле этого процесса, а навстречу ему», — заявил программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов.
Судить фильмы будет жюри во главе с Глебом Панфиловым. Вместе с ним будут работать мавританец Адберахман Сиссако (только что представивший в Канне свой «Тимбукту»), немецкая актриса Франиска Петри, грузинский режиссер Леван Когуашвили и французский продюсер Лоран Данилю.
Помимо основного конкурса на кинофестивале будут состязаться за призы короткометражные картины и документальная программа — последнюю в этом году курирует режиссер-документалист Сергей Мирошниченко («Рожденные в СССР»). Он назвал программу неигрового конкурса ММКФ «самой сильной и представительной за последние годы» — в ней заявлены новые фильмы Годфри Реджио (автор трилогии «Кацци», работает в сотрудничестве с классиком музыкального минимализма Филиппом Глассом) и Вима Вендерса («Пина»). Жюри документального конкурса возглавит Шон МакАлистер, автор картин «Лидераче из Багдада» и «Япония. История любви и ненависти». Основной площадкой показов неигрового кино станет Центр документального кино на Зубовском бульваре.
Одна из самых привлекательных частей ММКФ — специальные программы, составляющие значительную его часть. В этом году именной ретроспективы «Кшиштоф Занусси. Константы» удостоился польский режиссер, отмечающий в 2014-м свое 75-летие. Специальной программой почтят память скончавшегося в прошлом году киноведа Владимира Дмитриева. Тематические подборки будут посвящены Берлинской киношколе, а также столетию Первой мировой войны.
В рамках своих ежегодных программ Кирилл Разлогов и Петр Шепотинник обещали показать «Триптих» канадского театрального и кинорежиссера Робера Лепажа, а также два фильма с участием Жерара Депардье — «Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары и «Голос степей» казахстанского режиссера Ермека Шинарбаева.
В рамках специального показа во время ММКФ будет показан «Левиафан» Андрея Звягинцева, участвовавший в конкурсе Каннского кинофестиваля и получивший специальный приз за сценарий. Фильм будет показан в «неправленной» версии — с 1 июля вступает в силу законодательство, предусматривающее ответственность за прокат фильмов и спектаклей, в которых присутствует нецензурная брань, в виде штрафа. Однако на данный момент, как пояснили корреспонденту «Газеты.Ru», эти нормы распространяются только на фильмы, прокат которых регулярен и имеет целью извлечение прибыли; фестивальные показы относятся к «просветительской деятельности», и фильмы, показываемые в их рамках, в разрешении на прокат не нуждаются и под действие законодательства не подпадают. В то же время понятие фестиваля и исключения, с ним связанные, никак в законе не прописаны.
Однако другая трудность нынешнего года — санкции в отношении России — по словам кураторов фестиваля, почти не осложнили работу ММКФ.
«Была пара прямых отказов от продюсеров иностранных звезд», — рассказал «Газете.Ru» Кирилл Разлогов, «а также несколько «вежливых», со ссылками на семейные проблемы и трудности со временем, за которыми угадывались политические соображения».
Куратор документальной программы Сергей Мирошниченко в разговоре с изданием заметил, что ожидал большого количества отказов от участия со стороны иностранных неигровых режиссеров, однако не получил ни одного.
Фестиваль откроется 19 июня картиной документальной лентой американца Гейба Польски «Красная армия» — картиной о хоккейной сборной СССР, сердцем которой стал клуб ЦСКА, и о тех социально-политических изменениях в жизни коммунистической империи, которые отразились в ее судьбе. Закроется фестиваль 28 июня специальным показом фильма «Планеты обезьян. Революция», снятого режиссером Мэттью Ривзом («Монстро», «Впусти меня») — продолжением экранизации фантастической саги Пьера Буля; в одной из ролей в картине занят Гари Олдман. После фестиваля картина выйдет в прокат.