В воскресенье вечером в Петербурге выбирали лауреата премии «Нацбест». Обстановка была скромной, никакого разгуляя; обошлись без живой музыки и ретивых танцоров, встречавших публику в прошлые годы. Впрочем, пришедшие не скучали. Корреспонденты и фотографы озабоченно шмыгали в толпе — в лицо финалистов знали немногие. «У нас в стране и Достоевского-то половина журналистов не узнает», — оправдываясь, шутили между собой репортеры.
В этом году в финал премии попали роман Сергея Шаргунова «1993», сборник «Царь головы» Павла Крусанова, роман «Завод «Свобода» молодого поэта и писателя, которого еще буквально вчера относили к «сетературе», Ксении Букши. «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, «Печатная машина» Марата Басырова и «Теллурия» Владимира Сорокина. Подробно об авторах и произведениях «Газета.Ru» писала ранее.
На церемонию явились все номинированные литераторы, кроме Сорокина. «Он человек замкнутый, наверное, поэтому», — пояснили организаторы.
Хотя в кулуарах злые языки говорили: Сорокин не приедет, обиделся, поскольку ему за «Пир» и «День опричника» в свое время «Нацбест» не дали. Представлял Сорокина его номинатор, писатель Игорь Сахновский.
Ответственный секретарь оргкомитета премии Вадим Левенталь начал приветственный спич с грустного: впервые «Нацбест» проходил без своего основателя и секретаря Виктора Топорова, умершего в прошлом году.
«Он наполнил этот цеппелин своей энергией, фантазией и отпустил его летать. Именно поэтому «Нацбест» без Топорова может продолжаться дальше», — сказал Левенталь. Потом посетовал, что подвели спонсоры, отказались от участия в последний момент, поэтому не удалось увеличить призовой фонд. Вместо предполагаемых 750 тыс. он составил 250 тыс. руб. Что касается художественной составляющей, то, по словам, Левенталя,
в шорт-лист попали книги, представляющие собой «реванш сложных игровых форм литературы».
«Будь жив Топоров, он непременно назвал бы книгу Крусанова, например, петербургским магическим реализмом», — заявил ответсек «Нацбеста».
В нынешнем году премия обзавелась отдельной номинацией для молодых писателей (до 35 лет) от телеканала «2х2». Называется она «Нацбест — начало». На нее претендовали финалисты Сергей Шаргунов и Ксения Букша, Валерий Айрапетян («Свободное падение»), Кирилл Рябов («Сжигатель трупов») и Анна Старобинец («Икарова железа»).
Победителем в этой номинации стала Анна Старобинец. Со сцены она призналась, что приехала в Питер «просто прокатиться» и не надеялась на успех.
В жюри «Нацбест-2014» вошли ведущая телеканала «Культура» Татьяна Геворкян, один из основателей «Фаланстера» Борис Куприянов, актриса Юлия Ауг, сценарист «Смешариков» Алексей Лебедев, победительница прошлогоднего «Нацбеста» писатель Фигль-Мигль (Екатерина Чеботарева) и художник, участник группы НОМ Николай Копейкин.
Вел церемонию Артемий Троицкий. Критик и публицист признался, что прочитал все шесть книг, и излагал содержимое залу «как простой читатель», не претендуя на компетенции критика. Например, книгу Басырова представил так: «О любви, сексе и одиночестве на грани самоубийства». Сборник Крусанова назвал сиквелом петербургских повестей Гоголя. Сорокин и его «Теллурия» напугали Троицкого своей проницательностью, «кассандровостью».
«Теллурия» — это про то, как новое Средневековье накрывает Европу, — рассказывал он. — И вот мы видим Киев, его площади, где люди строят катапульту, ходят со щитами и копьями, как возникают новые республики... Тупым американским политологам надо читать талантливых русских писателей».
Писатели во время выступлений Троицкого сидели за столиками перед сценой, лицом к жюри, спиной к залу. Вели себя по-разному. Басыров то подпирал голову рукой, то оборачивался к знакомому, пожимая ему руку. Букша сидела, добродушно-степенно сложив руки на животе, и улыбалась. Анна Старобинец рисовала на листке причудливые фигурки и мордочки. Спокойно-торжественен и горд, как лев перед сиестой, был старожил «Нацбеста» Павел Крусанов. Он попал в шорт-лист уже четвертый раз. Многие были уверены, что фаворит — именно Крусанов.
Председатель жюри, писатель Леонид Юзефович заявил, что ему «нравится большая часть текстов», попавших в финал «Нацбеста». И надеется, что пользоваться правом последнего голоса ему не придется, если «судьи» не будут единодушны. Но выбирать Юзефовичу все же пришлось. Когда члены жюри вскрыли свои конверты, оказалось, что
Шаров и Шаргунов получили по одному голосу. За Сорокина и Букшу проголосовали по два члена жюри.
По условиям конкурса выбирать победителя должен был Юзефович. Он сказал, что это для него легкий выбор. «Позволю себе не останавливаться на мотивах. Я выбираю Ксению Букшу», — резюмировал председатель. Зал зааплодировал. Публике понравилось, что премия уже не один год подряд оправдывает свой девиз «Проснуться знаменитым». Ксения Букша стала победителем «Нацбеста-2014» благодаря голосам писателей Леонида Юзефовича, Екатерины Чеботаревой (Фигль-Мигль) и издателя Бориса Куприянова. Последний так отозвался о «Заводе «Свобода»:
«В этом романе потрясающе нежно, заботливо описан не только завод, но и человек».
Победительница, сияя, взобралась на сцену и сказала речь. Поблагодарила жюри, в особенности Леонида Юзефовича. Вспомнила своего покойного знакомого — писателя, одного из первых «тысячников» ЖЖ Дмитрия Горчева. «Мы с ним договаривались, что, если когда-нибудь окажемся в шорт-листе, выкатим колесо от трактора «Кировец» на сцену и подожжем. Одна я это сделать сейчас не могу, поэтому просто говорю вам об этом», — сказала Букша.
«А многие читали «Завод «Свобода»? Поднимите руки», — обратился Троицкий к залу.
Подняла руки примерно пятая часть присутствующих.
Лауреату 31 год. Первый роман опубликовала в 18 лет. Окончила экономический факультет СПбГУ, работала журналистом, копирайтером, переводчиком. «Завод «Свобода» — история жизни и смерти одного созданного в 1920-х годах советского завода радиоэлектронных устройств, созданная на документальной основе. Критики называют это произведение реанимацией производственного романа.