Главной темой юбилейной церемонии открытия стала попытка подвести итоги российского кино за четверть века «Кинотавра» и вписать их в исторический контекст. Главный вывод — итоги подводить рано. Да и вообще, о каких итогах говорить, когда история глобальна, а в российском кино все только начинается, хотя и закончиться может в любой момент.
В открывавшем вечер видеофрагменте режиссер Александр Сокуров говорил о том, что кинофестиваль не может создать образ настоящего, но может формировать вкус.
Тему подхватил назначенный вести церемонию Данила Козловский: на примере портняжного метра актер наглядно продемонстрировал место нашего времени в исторической перспективе. Получилось, что 25 лет истории «Кинотавра» — это один миг, секунда, в которую складываются предыдущие 24 года-кадра. Прошлое всегда далеко, хоть в наши дни, хоть во времена Гомера. А будущее всегда тревожно.
Отсюда и невозможность подвести итоги: на экране сменялись даты и кадры из фильмов «Брат», «Лунный папа», «Бригада», «9 рота», «Космос как предчувствие», «Свободное плавание», «Дикое поле», «Елена», «Шапито-шоу», «Легенда №17» и многих других. Не все они побеждали или даже участвовали в конкурсах «Кинотавра», но все они стали частью одной истории. А когда на табло высветился год 2014-й, на экранах возникли кадры ленты Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом» — вполне итоговое произведение, если и не для российского кино, то для времени, для короткого фрагмента той самой исторической перспективы.
Помимо исторической есть еще перспектива, задаваемая взглядом. С одной стороны,
сложно не мыслить исторически, говоря о фестивале, который является ровесником страны.
С другой — помимо глобальной истории есть еще и локальные. Как следует из короткой исторической справки о зарождении «Кинотавра», которую озвучил со сцены Козловский, 25 лет назад нынешний президент кинофестиваля Александр Роднянский поднимал российскую документалистику и немецкое телевидение. Точнее было бы сказать «украинскую» — нынешний глава фестиваля тогда работал на студии «Киевнаучфильм», — но это прозвучало бы провокационно.
В те же годы нынешний председатель попечительского совета ОРКФ «Кинотавр» Федор Бондарчук «надеялся закончить ВГИК и самозабвенно монтировал клип на песню Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза». А Марк Рудинштейн организовал в Подольске Фестиваль некупленного кино, который затем переехал в Сочи. Некупленного — потому что, как напомнил Роднянский, «25 лет назад фестиваль заменил прокат», которого не было.
Теперь прокат, плохой ли или хороший, есть, а
25-й год «Кинотавра» его организаторы хотели бы видеть 25-м кадром, в котором память о прошлом нашего кино встретилась бы с надеждой на настоящее.
Представленное в том числе и короткометражным кино, которое впервые в этом году на открытии «Кинотавра» заменило полнометражное: после церемонии вместо одного большого фильма открытия показали пять коротких — режиссерский дебют актрисы Яны Трояновой «Рядом», мелодраму «Внутри музыки» Юлии Нович, комедию Андрея Андрианова «Киноман» с Андреем Мерзликиным в главной роли, экологический фарс Григория Добрыгина «Верпаскунген» и «Зомбокалипсис» Вячеслава Кириллова о тяжелом пути молодого режиссера короткого метра.
Две перспективы оказались представлены и в двух наградах, которые вручили на открытии. Сначала был объявлен приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию». Его вышел получать Александр Сокуров, которого зал приветствовал стоя. В полном соответствии со второй частью формулировки режиссер обратился к залу с речью, в которой призвал освободить из тюрем всех, кто попал в тюрьму за свои убеждения — во второй раз встала только половина зала.
А следом на сцену вышел Дмитрий Астрахан, чтобы вручить награду «За веру в предложенные обстоятельства» —
выход за призом Андрея Мерзликина оказался частью съемочного процесса фильма «Зеленая карета», в котором актер играет роль режиссера.
По сценарию этот режиссер побеждает на национальном кинофестивале — аплодисменты вышли подобающими.
Занятная интерактивная шутка несколько потерялась в контексте вечера, итог которому можно подвести словами председателя жюри главного конкурса Андрея Звягинцева. Выйдя на сцену, режиссер пообещал, что он и коллеги будут «выбирать сердцем» — талант, того, кто чувствует время и сообщает нам о нем. Что бы ни происходило на церемониях, в программе хватает фильмов, претендующих на это. Не говоря уж о «Левиафане» самого Звягинцева: получивший в Каннах приз за сценарий фильм закроет «Кинотавр» через восемь дней.