Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Восемь женщин и шесть дебютов

Объявлена конкурсная программа юбилейного 25-го фестиваля «Кинотавр»

Объявлена программа 25-го российского фестиваля «Кинотавр» — в ней представлены шесть дебютов, восемь режиссеров-женщин, два фильма с Роттердамского кинофестиваля, а определять победителей будет жюри под председательством Андрея Звягинцева.

На призы 25-го «Кинотавра», который пройдет в Сочи с 1 по 8 июня, будут претендовать 14 фильмов. Почти половина из них — шесть — дебюты. Больше половины — восемь — сняты режиссерами-женщинами. Программный директор фестиваля Ситора Алиева уточнила, что это не результат целенаправленного отбора, а стечение обстоятельств и отражение тенденций, которые можно наблюдать и в мировом кино. Мол, женщинам есть что сказать.

Высказываются и женщины, и мужчины в кино все чаще на остросоциальные и все реже на вечные философские темы. Два конкурсных фильма уже успели принять участие в международных кинофестивалях — это «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой и «Еще один год» Оксаны Бычковой.

Юная героиня «Комбината «Надежда» живет в Норильске и уверена, что ее жизнь изменится к лучшему только в том случае, если удастся вырваться из этого города. Герои «Еще одного года» — молодые супруги, между которыми разверзлась пропасть социокультурных различий. Она — дизайнер в московском СМИ, представитель креативного класса, хипстер. Он — выпускник Горного института, который не может встроиться в столичную жизнь и подрабатывает по ночам частным извозом.

Фильм Бычковой, известной по слащавым мелодрамам «Питер ФМ» и «Плюс один», — это история по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайся». Сценарий написали Любовь Мульменко и та же Мещанинова (см. выше). А авторы сценария «Комбината «Надежда» — Мульменко, Мещанинова плюс Иван Угаров.

В конкурсе «Кинотавра-2014» будет еще один фильм, соавтором сценария которого стала Мульменко, — «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, история про двух 17-летних москвичек, поехавших в Крым на поиски отца одной из них.

Любови Мульменко еще нет тридцати, пять лет назад она закончила филфак Пермского госуниверситета, потом проучилась год на курсах журналистики Pro Arte в Петербурге, работала в пермской интернет-газете «Соль», писала пьесы — и вот она уже значится в титрах трех фильмов. И Сайфуллаева, и Мещанинова — дебютанты в полном метре из того же поколения.

Сайфуллаева участвовала в конкурсе короткого метра на «Кинотавре» в 2011-м с «Шиповником», а проект фильма «Как меня зовут» (тогда он назывался «Штормовое предупреждение») прошел в 2012-м через фестивальный питчинг. Еще Сайфуллаева снимала сериал «Деффчонки», а теперь в ее полнометражном кино роль искомого отца героини играет Константин Лавроненко, актер из «Возвращения» и «Изгнания» Андрея Звягинцева, лауреат Каннского кинофестиваля.

Мещанинова училась в школе документального кино Марины Разбежкиной, была одним из режиссеров сериала «Школа», сняла несколько документальных фильмов, в том числе «Х-Х» про зрителей на концерте группы «Ленинград».

Из той же школы Разбежкиной выпустилась в прошлом году Тамара Дондурей —в конкурсе «Кинотавра» участвует ее дипломный фильм «21 день». Это документальное кино про жизнь в хосписе, месте, где умирают. Те, кто видел последние выпускные работы школы Разбежкиной, говорят, что «21 день» и еще несколько фильмов можно и нужно показывать на всех фестивалях мира.

К новому же поколению принадлежит и Иван И.Твердовский. Ученик Алексея Учителя раньше снимал короткометражки на стыке документального и игрового кино: в его самой известной работе, «Собачьем кайфе», дети играли в одноименную опасную игру, а титры апеллировали к статистике, то ли реальной, то ли вымышленной. Теперь Твердовский экранизировал книгу детского педагога Елены Мурашовой «Класс коррекции», рассказ про детей, которых общество в лице педагогов ссылает в своего рода резервацию. Детей сыграли актеры «Седьмой студии» и «Гоголь-центра» Кирилла СеребренниковаМария Поезжаева, Филипп Авдеев и Никита Кукушкин.

Уже из этих имен можно сложить интересный фестивальный сюжет про новых людей в кино, но и остальных участников конкурса старыми не назовешь. Так, за главные призы фестиваля будут бороться еще два дебюта — «Спроси меня» Веры Харыбиной и «Ч/Б» Евгения Шелякина.

Харыбина и ее соратник Иван Макаров записали рассказы гастарбайтеров о своей жизни — в буквальном смысле: люди говорят с экрана в режиме документального интервью, но это не документальное кино, а нечто иное.

Фильм Шелякина тоже затрагивает проблему «понаехавших», но в совершенно ином ключе.

По описанию он похож на соцзаказ: «Ч/Б» — воспитательная комедия о том, как повздорили скинхед (Алексей Чадов) с кавказцем (Мераб Нинидзе), а затем призрак второго стал ангелом-хранителем первого. Но если это и соцзаказ, то с правильным пониманием того, кто может достучаться до целевой аудитории. Авторы идеи и продюсеры «Ч/Б» — кавээнщики из команды «Махачкалинские бродяги» Ибрагим Магомедов, Бинке Анисимов, Андрей Галанов и примкнувшая к ним Елена Галанова. В режиссеры позвали коллегу — Шелякин играл в команде «Кубанские казаки», был сценаристом комедийных сериалов и одним из авторов передачи «Прожекторперисхилтон».

Продюсер «Класса коррекции» Наталья Мокрицкая спродюсировала еще один конкурсный фильм — «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. Сегал, дебют которого «Franz+Polina» состоялся в уже почти далеком 2006-м, выстрелил на «Кинотавре-2011», победив в конкурсе короткого метра с «Миром крепежа». В 2012-м «Мир крепежа» стал частью «Рассказов», составленного из новелл полного метра, который получил на «Кинотавре» приз за сценарий. Главный герой нового фильма Сегала — поэт-песенник, бард из прошлой жизни; его сыграл Александр Збруев, давно не появлявшийся на экране.

Фильм «Звезда» — возвращение к режиссуре Анны Меликян, «Русалка» которой собрала в 2007-2008 годах внушительную коллекцию фестивальных призов, в том числе в Берлине и на «Сандэнсе».

О новой картине известно, что это то ли осовремененная история Золушки, то ли трагикомедия с тремя героями, то ли и то, и другое сразу — с главной героиней, которая хочет улучшить свою внешность. Точно можно сказать, что снимал «Звезду» один из лучших российских операторов Алишер Хамидходжаев («977» и «Сказка про темноту» Николая Хомерики, «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, «Жить» Василия Сигарева, «Антон тут рядом» Любови Аркус и другие).

С картиной «Велкам хом» на «Кинотавр» возвращается тандем режиссера и сценариста Ангелины Никоновой и актрисы и сценариста Ольги Дыховичной. Их драма «Портрет в сумерках» про отношения жертвы насилия с одним из его виновников была одним из главных событий «Кинотавра» в 2011 году. Теперь Никонова, которая училась кино в Нью-Йорке, сняла фильм про людей, приехавших в этот город в поисках счастья. Обещаны трагикомедия и разборки с личным опытом — киношкола, эмиграция, вопросы бытия. Было бы неплохо, если бы у нас сейчас появился свой Хон Сан Су хотя бы в рамках одного фильма.

Прошлый фильм Юрия Быкова («Майор») также участвовал в «Кинотавре». В «Майоре» зло случайное раскручивало маховик зла закономерного, системного. В новой картине бороться с системой берется сантехник, который обнаруживает, что жилой дом вот-вот рухнет, а никому до него дела нет. Называется кино «Дурак».

С фильмом «Испытание» в конкурсе участвует Александр Котт. Режиссер «Брестской крепости» и сериалов «Охотники за бриллиантами» и «Обратная сторона луны» биографией несколько выбивается из общей фестивальной картины, но ретроистория про первую любовь в Семипалатинске накануне первого испытания водородной бомбы может оказаться чем-то отличным от предыдущих работ режиссера.

Другое поколение и другой подход к кино представляют фильмы авторов-одиночек. Это «До свидания мама» Светланы Проскуриной, режиссера из круга Александра Сокурова, и «Белая белая ночь» Рамиля Салахутдинова, ученика Алексея Германа-старшего и Светланы Кармалиты.

Светлана Проскурина была победителем кинофестиваля в Локарно еще в 1990 году с картиной «Случайный вальс». В 1992-м ее «Отражение в зеркале» попало в престижный каннский «Двухнедельник режиссеров». Затем был долгий перерыв в игровом кино, документальные фильмы про Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного и того же Сокурова, а после перерыва — «Удаленный доступ» в Венеции, «Лучшее время года» по сценарию Ивана Вырыпаева и главный приз «Кинотавра-2010» за «Перемирие». Сценарий фильма «До свидания мама» (именно так, без запятой) написал Василий Сигарев, и это история страсти, которая заставляет героиню забыть о семье.

Рамиль Салахутдинов учился у Германа-старшего и Кармалиты на Высших курсах сценаристов и режиссеров после мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе. В 2006-м он снял мини-сериал «Кружение в пределах кольцевой», в 2010-м — мистико-философскую притчу «Которого не было». Отобранная в конкурс «Белая белая ночь» — еще одна философическая картина, снятая старомодным автором.

Старомодность и философичность могут сослужить хорошую службу в этом конкурсе — председателем жюри будет Андрей Звягинцев, режиссер, тяготеющий к модернистскому, нагруженному смыслами авторскому кино, апеллирующего не к дню сегодняшнему, а к вечности.

В жюри вошли актер Юрий Колокольников, актриса Елена Лядова, оператор Владислав Опельянц, сценарист Денис Родимин, директор Департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслав Тельнов и кинокритик Алена Шумакова.

Было также объявлено, что на закрытии фестиваля покажут новый фильм председателя жюри «Левиафан», мировая премьера которого состоится чуть раньше на Каннском кинофестивале. На вопрос о возможном цензурировании лексики в картине, где, как сообщал режиссер, звучит запрещенная теперь в кино речь, президент фестиваля Александр Роднянский заявил, что фестивальные показы этим законом не регулируются,

но в будущем для получения прокатного удостоверения придется произвести над фильмом некоторые операции, от которых картина может пострадать.

На открытии же покажут пять короткометражек из конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр», в том числе фильмы актрисы Яны Трояновой «Рядом» и актера/режиссера Григория Добрыгина «Верпаскунген» (прошлая короткометражка Добрыгина «Измена» стала приятным сюрпризом «Кинотавра-2013»).

В конкурсе короткометражных фильмов примут участие фильмы «Абонент» Марины и Оксаны Артеменко, «Антон» Тимофея Шалаева, «Внутри музыки» Юлии Нович, «Дело принципа» Игоря Короткого, «Зомбокалипсис» Вячеслава Кириллова, «Киноман» Алексея Андрианова, «Книга «Малгил» Тани Вигель, «Некролог» Марины Потаповой, «Нечаянно» Жоры Крыжовникова, «Она ждет» Марьяны Калмыковой, «Папа» Алексея Воробьева, «Пересадка» Ильи Учителя, «Подъемная сила» Ольги Каптур, «Последний» Сергея Пикалова, «Приоткрывая дверь» Малики Мусаевой, «Про любовь 2» Анны Меликян, «Рок» Ивана Шахназарова, «Скрытые лица» Марии Павлович, «Соседка» Лики Ятковской, «Тоня плачет на мосту влюбленных» Антона Коломееца и «Шредер» Михаила Довженко.

Жюри конкурса короткого метра возглавил председатель режиссер Алексей Мизгирев, а судить этот конкурс будут актриса Виктория Исакова, продюсер Валентина Михалева, кинокритик Стас Тыркин.

На пресс-конференции организаторов фестиваля традиционно задавали вопросы и о фильмах, которых не будет на фестивале. Например, о новых фильмах «больших мастеров» Андрона Кончаловского (о просмотре черновой версии «Белых ночей почтальона Тряпицына» писали в марте) и Никиты Михалкова (в этом году ожидается его «Солнечный удар»). Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева сказала, что «большие фильмы больших мастеров ищут большие международные площадки для премьеры», а Роднянский уточнил, что «Солнечный удар» еще не готов.

В конкурсе «Кинотавра» также могли принять участие фильмы «Занимательная этология» Василия Сигарева, «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Братья Ч» Михаила Угарова. Как следует из ответа членов оргкомитета, первый не готов (съемки только недавно завершились), второго «не существует», а третий не прошел отбор в конкурс. Конкурс от этого обедневшим не выглядит.

Новости и материалы
Американская ринг-герл показала фигуру в белье
В мэрии украинского Николаева сообщили о взрыве
Суд в США приостановил дело о вмешательстве в выборы против Трампа
В Сумской области поврежден объект критической инфраструктуры
Кулеба «едва не послал» коллегу из Латинской Америки
Стал известен один из вариантов продолжения карьеры тренера Гвардиолы
На Украине мобилизовали половину таксистов сервиса Bolt
В Днепропетровской области повреждено промышленное предприятие
В Совфеде объяснили разницу между мирными переговорами и перемирием с Украиной
Игрок «Спартака» рассказал о значении победы над ЦСКА
Арестован гендиректор Главного управления спецстроительства Минобороны России
«Роскосмос» опубликовал видео извержения вулкана Шивелуч на Камчатке
Участника «Давай поженимся» посадили на 15 лет за расправу в ЛНР
Помощники Байдена и Харрис винят друг друга в поражении демократов
«Решение за верховной властью»: КПРФ — о переименовании Волгограда в Сталинград
Губернатор Челябинской области предложил создать цифровой инвестиционный рубль
Шольц заявил, что готов обсудить график проведения досрочных выборов в ФРГ
Посольство России в Нидерландах посоветовало не ездить в Амстердам
Все новости