Казанский международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева проходит в 27-й раз: Мариинка еще и не мечтала о собственном фесте, дремал Новосибирск с его Театром оперы и балета, посапывал Челябинск с его Театром имени Глинки, и даже «Золотой маски» еще не было — а в Казани уже поняли, как важно раз в год встряхивать труппу родного Театра имени Мусы Джалиля соперничеством с заезжими звездами, как важно не замыкаться в собственном пространстве.
Сейчас Нуриевский фестиваль в Татарском театре оперы и балета — это две недели первоклассных танцев: премьеры и визиты звезд.
Начинается фестиваль с мистерии — петербургский хореограф Александр Полубенцев именно так обозначил жанр своего балета «Carmina Burana, или Колесо Фортуны». Балетмейстер 15 лет назад уже превращал музыку Карла Орфа в балет — и спектакль, сделанный им в красноярском театре, получил тогда номинацию на «Золотую маску». Для Казани Полубенцев делает новый спектакль —
и слухи о непривычной для казанских «классиков» современной пластике уже будоражат умы местных балетоманов.
Татарский театр выставляет на фестивале и громкую премьеру прошлой осени: «Золотая орда» на музыку Резеды Ахияровой, поставленная Георгием Ковтуном, в пышности может соревноваться с голливудскими пеплумами.
Приглашая в свои спектакли звезд, казанский театр тщательно выверял амплуа и возможности актеров. Прозрачную «Жизель» с девами-призраками и меланхолическим графом он позвал станцевать первую балерину страны — Светлану Захарову, которая сейчас находится на пике формы (то есть сквозь нее буквально пейзаж просвечивает, и летает она над сценой действительно как призрак), а также премьера московского Музыкального театра Сергея Полунина, образцового «благородного танцовщика».
А буйный, яркий, разбойный «Дон Кихот» вручил кубинке Адиарис Алмейда и американцу Джозефу Гатти: и та и другой склонны к сумасшедшим темпам и рискованным трюкам. Трагическую love story в индийских декорациях — «Баядерку» разыграют на троих Анна Оль (московский Музыкальный театр, печальное обаяние белого лебедя), Кимин Ким (мариинский сверхвиртуоз) и Джой Вомак из Кремлевского балета.
Оль станет бедной танцовщицей в древнем храме, Ким — влюбленным в нее полководцем, а Вомак — ревнивой дочерью раджи, отдавшей приказ о ликвидации соперницы.
К солистке Кремлевского балета публика будет присматриваться особенно внимательно: именно эта американская девушка, учившаяся в Москве, а после работавшая в Большом, полгода назад обвинила руководство Большого в несправедливом отношении к ней. Тогда она ушла из Большого в Кремлевский балет — и теперь все смогут оценить ее в весьма объемной и важной роли. Впрочем, кроме ролей, очевидно «родных» для исполнителей, фестиваль предлагает вечер и любопытно-спорных трактовок:
«Лебединое озеро» отдано солистке английского Королевского балета Роберте Маркес и премьеру Балета Майами Роландо Сарабиа.
Оба славятся латинским темпераментом — и старинный балет, вероятно, заиграет совсем новыми красками.
Будет на фестивале и «коллективный гость» — с гастролью приезжает Балет Дортмунда, специализирующийся на сочинениях хореографов ХХ и XXI веков. Казань увидит сочинения балетного деконструктивиста Уильяма Форсайта («Головокружительное упоение точностью»), «Кактусы» шутника и социального критика Александра Экмана и «Piano Piece» приверженца неоклассики Дагласа Ли. Они составят одну программу; полнометражные же «Сказки Венского леса» получат отдельный вечер.
Фестиваль продлится до 28 мая и закончится большим гала-концертом.