Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Игра черными

Выставка фотографа Гордона Паркса открылась в Новом Манеже

Позирующая Мэрилин Монро и пухнущие от голода чернокожие дети, задумчивая Ингрид Бергман и бандиты Гарлема — в Новом Манеже открылась ретроспектива Гордона Паркса, первого чернокожего фоторепортера журнала Life.

1942 год. Чернокожая уборщица Элла Уотсон, поджав губы, с вызовом вперилась в объектив камеры. Костлявыми пальцами она сжимает швабру, другой рукой придерживая веник, как статуя Свободы — факел и скрижаль; за ее спиной висит измятый американский флаг. Под фотографией рассказана история ее жизни: ранняя беременность, скитания с выводком неустроенных детей, внуки-инвалиды. Название снимка — «Американская готика. Вашингтон, округ Колумбия» Паркс заимствовал у Гранта Вуда, изобразившего знаменитую парочку фермеров-пуритан с тяжелыми взглядами и вилами в руках.

Будучи пародией на героический реализм, эта фотография стала магическим символом сегрегации, а для ее автора Гордона Паркса — пропуском в еженедельник Life.

Тему ущемления прав чернокожих, за которую в кинематографе в очередной раз ухватились Квентин Тарантино в «Джанго» и Стив Маккуин в «12 годах рабства», в фотографическом мире одним из первых поднял Гордон Паркс. Про то, как трудно быть черным парнем в мире белых, он начал говорить в 40-е годы прошлого века и не прекращал до своей смерти в 2006 году.

Родившийся в стране, увязшей в едких расовых предрассудках, Паркс стал примером афроамериканца с образцово-показательной биографией.

Один из главных фотографов XX века, режиссер, журналист, писатель, голос и совесть угнетенного народа, символ и завет надежды на будущие свободы и равенство — это все о нем.

Паркс — младший из пятнадцати детей, умница-самоучка из Канзаса, начинал в фотоотделе Службы помощи фермерам. Он стал первым режиссером-афроамериканцем, снявшим в 1969 году фильм в Голливуде, а с картиной «Шафт» в 1971 году стал основателем жанра «блэксплотейшн» — масскультовой детективной истории с чернокожим актером в роли хорошего полицейского. Паркс больше двадцати лет проработал в Life, снимал кинозвезд и модные дефиле для Vogue и Glamour, боролся за права чернокожих, внедрялся в религиозные общины вроде «Черных мусульман» и уличные банды отморозков Гарлема.

Есть стереотип восприятия его работ как гуманистического глянца, а самого Паркса — как фотографа, удовлетворенного ролью чернокожего «посла», которого, в отличие от героев его репортажей, принял, обласкал и полюбил белый мир.

Скульптор Джакометти, затерянный среди своих тощих, как тени древних демонов, фигур, окруженный скульптурами-«мобилями» Александр Колдер, окидывающий надменным взглядом мастерскую, впавшая в лирическую задумчивость Ингрид Бергман на съемках фильма Роберто Росселлини «Стромболи» — эти работы не укладываются в образ неутомимого вещателя протестных лозунгов.

Однако не приходится сомневаться в том, что Паркс всю жизнь страдал от той же самой исторической травмы, которая кровоточит на каждой его фотографии. В своих работах он безупречно дозирует мелодраматическое, неявное, житейское и остросоциальное.

Паркс рассказывает об уязвимости, которой одни упиваются — как озлобленные гарлемские беспризорники, выставляя напоказ режущую глаз нищету, голод и агрессию, а другие по мере сил сопротивляются ей, как благодушные обыватели из его родного городка Форт-Скотт.

Перебравшись в Гарлем по заданию Life, Паркс становится своим и для тамошних бедняков, и для гангстеров из банд «Черных пантер». В снятых здесь сериях он вовлеченный в жизненный процесс наблюдатель, отказавшийся от отстраненного взгляда «человека с фотоаппаратом». Острейшее социальное напряжение рождают неброские, покрытые налетом повседневности снимки. Мама с дочерью в цветастых платьях и белых носочках чинно беседуют у входа в супермаркет, над дверью которого не сразу примечаешь надпись: «Вход для цветных».

При этом скандальность и гражданский пафос работ Паркса никогда не переливаются через край.

Герои Паркса не абстрактные чернокожие страдальцы и не дальние родственники бурлаков с картины Репина — выразителей абсолютного христианского мученичества. Вот семейство Фонтенель из Гарлема в офисе комитета по делам бедняков: один малыш задремал на коленях у склонившей голову набок матери, трое других детей с распухшими от голода лицами жмутся к отцу (позже из этих снимков вырастет документальный фильм Паркса «Семейный портрет»). На фоне этих снимков его кадры с модных показов и портреты знаменитостей выглядят лирическими отступлениями, ставшими частью фоторомана об отчуждении, в который выстроилась его ретроспектива.

Новости и материалы
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Все новости