Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Начиная с сюрреализма

Умер французский киноклассик Ален Рене

На 92-м году жизни скончался французский режиссер, сценарист, оператор, классик мирового кинематографа Ален Рене.

«К счастью, я никогда не стремился делать трудное кино специально. Нужно делать те фильмы, которые можешь», — говорил французский режиссер Ален Рене.

Быть может, в этих его словах, сказанных уже на закате долгой жизни, была доля кокетства, но Рене всей своей жизнью в кино словно шел именно к этой максиме.

Ален Рене родился в 1922 году. С кино познакомился ран: в детстве он получил в подарок 8-миллиметровую камеру и снял свой первый фильм, 3-минутную версию истории о Фантомасе. Увлекшись сюрреализмом, стал поклонником французского писателя и поэта, одного из основоположников этого направления Андре Бретона.

Во время Второй мировой войны Рене учился в парижских школах кинематографии, но так и не завершил обучения:

после освобождения от нацистов он вступил во французскую армию, провел год в Германии и Австрии.

Вернувшись на родину, начал снимать сюрреалистические короткометражки на любительской камере.

В одном из этих фильмов — утерянной «Schéma d'une identification» («Схема идентификации») 1946 года — снялся его сосед, знаменитый актер Жерар Филип.

Первый полнометражный фильм Рене — «Ouvert pour cause d'inventaire» («Откройте для инвентаризации»), в котором также была небольшая роль для Филипа, тоже был потерян.

Так что режиссерским дебютом Рене стал короткометражный документальный фильм «Ван Гог» 1947 года. Именно документалистикой режиссер занимался следующие десять лет, а среди его работ этого времени — фильмы «Герника», «Вся память мира», а также «Ночь и туман» — история узников нацистских концлагерей, которую ЮНЕСКО включило в список «30 лучших фильмов всех времен и народов» в 1992 году.

Во Франции «Ночь и туман» входит в обязательную программу по истории для учеников старших курсов колледжа.

В 1950-х Рене начинает снимать игровое кино. В это же время во Франции зарождается «новая волна» — направление, символами которого стали Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Жак Риветт. Они отказались от неспешного последовательного киноповествования, вольно обращались с цитатами из истории кинематографа и вдохновлялись авторским кино Роберто Росселлини, Жана Ренуара и Альфреда Хичкока.

Однако сам Рене никогда не считал себя режиссером «новой волны».

«Хиросима, любовь моя» 1959 года — первый полнометражный художественный фильм Рене, снятый по сценарию писательницы Маргерит Дюрас. Эта история любви французской актрисы и японского архитектора родилась из идеи сделать документальный фильм о послевоенной Хиросиме. Рене посчитал, что документальный подход будет слишком похож на фильмы о концлагерях в Германии, и создал притчу о прошлом и настоящем, воображаемом и реальном, смешанных воедино. Принципиально новый киноязык, позволивший Рене соединить документальные кадры, повествующие о трагедии Хиросимы, с частной историей любви, а также отсутствие границ между игровым и неигровым кино и дали повод причислить режиссера к «новой волне».

«Я использовал формальную технику, чтобы сделать фильм более эмоционально восприимчивым», — писал Рене.

Окончательно связь между пространством и временем, вымыслом и реальностью Рене разрывает в фильме «В прошлом году в Мариенбаде», снятом по сценарию французского писателя, идеолога «нового романа» Алена Роб-Грийе. Здесь Он и Она, лишенные имен, встречаются на светском мероприятии в старом замке. Он намекает на некую историю, произошедшую между ними в прошлом году в Мариенбаде. Она все отрицает, но ближе к концу фильма, кажется, начинает что-то вспоминать. Некоторые критики утверждают, что фильм-ребус, в котором одни и те же события случаются в разных местах и сопровождаются никак не связанным с повествованием текстом, не поддается пониманию. Однако именно он принес Рене «Золотого льва» в 1961 году и был дважды номинирован на «Оскара» — как лучший иностранный фильм в 1962-м и лучший сценарий (Роб-Грийе) в 1963-м, а также вместе с «Хиросимой» стал визитной карточкой режиссера.

Правда, в Канны эта картина так и не попала — из-за подписанного режиссером манифеста против войны в Алжире.

Всего в послужном списке Алена Рене — 50 фильмов. Но большинство из них — те самые короткометражки 30–40-х, которых и не сохранилось вовсе. А вот после «Хиросимы» он — за 55 лет работы — снял 20 картин. Они все были замечены — и коллегами, и зрителями. Рене дважды получал кинопремию «Сезар», был лауреатом всех крупных европейских кинофестивалей — в Канне, Берлине и Венеции.

А премьера его последнего фильма «Любить, пить и петь» состоялась в феврале этого года на 64-м Берлинском кинофестивале и получила там премию Альфреда Бауэра.

«У меня никогда не было какого-либо специального тяготения именно к кинематографу, но нужно было зарабатывать себе на жизнь - и это замечательно, что на жизнь можно заработать, делая фильмы», — шутил режиссер.

Новости и материалы
В Госдепе рассказали, когда последуют новые поставки оружия Украине
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
10-летняя дочь Ким Кардашьян и Канье Уэста дебютировала в «Короле Льве»
Названа возможная причина пропажи карточки Зеленского из базы розыска МВД России
Exeed начал продажи кроссовера Era ET
Лукашенко восхитился парадом Победы в Москве
США не готовы объявлять решения по активам России
«У него ноги не шли»: томичка рассказала, как спасала 98-летнего ветерана ВОВ на параде Победы
На китайском рынке появился автомобиль Panda Karting от Geely
Армянская оппозиция рассказала, сколько займет процесс импичмента Пашиняна
Названа родительская ошибка, ухудшающая поведение ребенка
Стало известно, помогает ли цинк быстрее избавиться от простуды
В Новосибирске самокатчик угрожал водителю пистолетом
Популярный рэпер умер на сцене от усталости
Губерниев: умные люди от Олимпиады не отказываются
Власти Швейцарии пытались отменить церемонию 9 мая в Базеле
Макрон выставил ультиматум «Реалу»
«Никому не дает покоя»: жительница Петрозаводска — о вернувшемся с СВО соседе-наркомане
Все новости