В ХХ веке, когда аппаратура стала достаточно компактной и мобильной, фотографы пристрастились снимать разного рода атлетические состязания. Порой это стремление диктовалось даже не любовью к спорту как таковому, а желанием достичь максимальной пластической выразительности кадров. Но со временем сформировался слой профессионалов, для которых спортивная фотожурналистика превратилась в узкую специализацию. Именно они чаще всего и командировались на Олимпийские игры для фиксации тамошних перипетий — и еще для прославления успехов национальной сборной.
Разумеется, пропагандистские задачи в той или иной мере ставились перед всеми официальными репортерами, но для фотокоров из Страны Советов они были явно приоритетными.
Об этом невозможно не вспомнить на выставке «Россия на Олимпиадах», устроенной накануне сочинских Игр в Мультимедиа Арт Музее. Проект, реализованный здесь совместно с РИА «Новости», вроде бы не подразумевает особых идеологических аллюзий, но они сами напрашиваются. С первой для Советского Союза хельсинкской Олимпиады 1952 года международный спортивный контекст воспринимался руководством страны как еще одно поле для утверждения превосходства социалистических ценностей над капиталистическими. И репортерский взгляд не мог не быть «заточен» соответствующим образом. Тем не менее первоклассные фотографы вроде Льва Бородулина, Юрия Сомова, Дмитрия Донского, Сергея Ильина все же постоянно выходили за рамки казенных стереотипов.
Пожалуй, в выискивании подобных нюансов заключается главная интрига этой выставки. Хотя формальная сюжетная основа здесь совершенно иная.
Спортивные фотоархивы РИА «Новости» разложены по хронологическим полочкам: каждой Олимпиаде, от Хельсинки до Лондона, отведен свой небольшой раздел.
Логичным образом эта историческая линия упирается в Сочи.
Предстоящие Игры символизированы набором портретов всех членов сборной России и обзором свежевозведенных спортивных объектов. Понятно, впрочем, что ретроспектива здесь важнее анонса. Зрителю предложено попутешествовать «через годы, через расстоянья» по разным Олимпиадам, но не просто так попутешествовать, а с патриотическими целями. Всегда и везде в фокусе только советские или российские атлеты — главным образом звезды и чемпионы, а не рядовые «пехотинцы». Оно и понятно:
репортеры предпочитали снимать ярких личностей и яркие моменты, редакторы из общего визуального потока выбирали именно «наших», а сегодняшней публике проще вовлечься в этот калейдоскоп именно через узнаваемые лица Ирины Родниной, Леонида Жаботинского и Елены Исинбаевой.
Сценарий выглядит почти неизбежным и оттого несколько банальным. Стоит на минуту перестать концентрироваться на датах и лицах, как фотографии начинают сливаться в беспрерывный ряд под девизом «быстрее, выше, сильнее». Тут и приходит на выручку та самая модель восприятия, о которой говорилось выше. Если заняться поиском скрытых конфликтов между пропагандой и авторским самовыражением, то выставка приобретает ощутимо другую структуру. Собственно говоря, эта другая структура никем из устроителей сознательно не закладывалась, она может проявиться только при определенном зрительском прицеле. А еще можно обратить внимание на эволюцию репортерской манеры, что тоже по-своему связано с идеологическими парадигмами прошлого. Правда, экспозиция тогда лишается своего ностальгического простодушия, но это уже вопрос персональной склонности к тем или иным впечатлениям.