31 декабря, те же, там же. Боря и Женя (Ургант и Светлаков) провожают жен на спа-процедуры и остаются в замкнутом пространстве со своими годовалыми детьми — Борисом и Борисом. После чего попадают в психушку. Профессор (Куценко), прикрывшись рыбалкой, едет изменять жене (Мария Шукшина). Врач Денис (Антон Богданов, сериал «Реальные пацаны») берет на тест-драйв «мерседес», чтобы произвести впечатление на школьную любовь. Лыжник (Александр Домогаров-мл) и сноубордист (Александр Головин) докатались до того, что попали в погранвойска на острове посреди Берингова пролива. Военным вертолетом к ним летит в гости баба Маня (Галина Стаханова) с внучкой (Анна Хилькевич).
Тем временем бизнес-леди Лена (Анна Чиповская) берет под мышку мужа (Петр Федоров) и собачку Йоко и летит на Новый год в Лондон, оставив дома дочку Настю (Лена Стреляева) и дворнягу Пирата.
Пират смотрит «Титаник» и решает любой ценой вернуть Йоко.
Настя, чтобы помочь ему, бросает клич в фейсбуке. Координировать операцию по воссоединению влюбленных собачьих сердец вызывается Вика (Вера Строкова) — модератор сообщества «Бумеранг добра». Вика верит, что хорошие поступки обязательно воздаются сторицей, и в течение ста минут фильма собирается убедить в этом всю страну. Помогает ей в этом герой Валентина Гафта — пожилой SMM-блогер, чьи стихи собирают тысячи лайков.
Частный сектор всегда опережает государство.
Обещанные россиянам духовные скрепы, оздоровление семьи и религия в каждый дом — это все пока проекты, причем понятно, что реализует их чиновный люд абы как.
А вот «Елки» с их искренней и полезной идеологической работой — они тут рядом, уже не первый год, делаются эффективными кинематографистами и работают, как часы. Точнее, как куранты: торжественно показывают время, по которому и которым живет страна.
В первой серии (вышла в 2010-м), смешной и простодушной, авторы пытались связать всю страну теорией шести рукопожатий. По иронии судьбы, в то же время часть общества начала жить в соответствии с теорией нерукопожатий. В основе сюжета лежала мечта воспитанницы детдома, что президент передаст ей личный привет в новогоднем послании.
Надо признать, что в ту пору о том же грезили и гораздо более взрослые и благополучные люди.
Во второй части (2011), более драматичной и менее связной, был экранизирован подвиг Сергея Сотникова — человека, двенадцать лет упрямо расчищавшего взлетно-посадочную полосу закрытого аэропорта «Ижма». Благодаря его труду на ней в 2010 году совершил аварийную посадку Ту-154; были спасены сотни жизней. Другим ключевым сюжетом сиквела стала дружба народов, обыгранная и в слогане: «Идем на сближение».
Таким образом, сложилось впечатление, что «Елки» не только из года в год веселят страну, но и пытаются ей что-то такое сказать.
Третья часть — случайно, конечно — вновь совпала с духом времени. Героиня Чиповской здесь оказывается чужой в Лондоне, в то время как герой Урганта строит евразийский проект с Шанхаем. Из актерского ансамбля пропала чеченская диаспора и половина отдела полиции. Рассказчик голосом Хабенского шутит про реформу часовых поясов теперь уже бывшего президента. А главное — показано, как вся страна эмигрировала в социальные сети. Сюжет мчится вперед на упряжке лайков — герои здесь только и делают, что копошатся в гаджетах и нажимают «Мне нравится» в социальных сетях. Очень точный потрет общества: все всё лайкают, все всё понимают.
Весь этот притянутый за уши социальный подтекст приходится сочинять не от хорошей жизни: дело в том, что «Елки 3» попросту несостоятельны как комедия.
Ударная линия здесь одна — пролет Урганта и Светлакова над гнездом кукушки.
Хороши сноубордисты с бабушкой и, конечно, Куценко — но его поклонникам лучше посмотреть новогоднюю трагикомедию «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова. Сюжетные линии с собаками, врачами и блогерами шутят редко, а ставку делают на навязчивый драматизм. Трогательную собаку Пирата и Валентина Гафта эксплуатируют по полной программе. У каждого — свои безотказные трюки. Первая мечется по аэродрому, второй читает стихи. Первая заглядывает зрителю в душу, второй тихо ложится на диван и закрывает глаза.
Кто бы мог три года назад подумать, что веселый бекмамбетовский киноальманах превратится в такую народную драму — снятую про какой-то другой народ, но зато от чистого сердца.