Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Самые культурные тринадцатые

Десять людей, определивших культурную повестку 2013 года

«Газета.Ru» выбрала десять самых заметных героев, по которым будет вспоминаться культурная жизнь 2013 года. В список попали писатели, режиссеры и другие деятели, занимавшиеся созидательной деятельностью. Без скандалов — или несмотря на них.

Евгений Водолазкин

Литературовед, сотрудник Пушкинского дома Евгений Водолазкин в конце 2012 года опубликовал роман «Лавр», в 2013-м ставший литературным хитом. Высоколобые профессора обнаружили в его «Лавре» дух русского Средневековья, православные — историю об испытаниях святости, а рядовые читатели польстились на супергеройский сюжет о сложном и непонятном отшельнике (и обрадовались, что их наконец-то перестали пасти и наставлять). Роман получил «Большую книгу» и вошел в шорт-листы «Русского Букера» и «Нацбеста».

Своим произведением Водолазкин преодолел общекультурный комплекс маленького человека с маленькими страстями.

Его герой — не забитый гоголевский чиновник и не довлатовский алкоинтеллигент, а частный человек, один из нас, случайно ставший праведником. Словом, не очередной представитель бедных людей, вброшенный в мир относительных истин, а сложно организованная личность, которая не только изгоняет бесов одним взглядом, но и задает вопросы и находит на них ответы.

Ирина Антонова

Ирина Александровна Антонова во время «прямой линии» с Владимиром Путиным в конце апреля этого года сделала неожиданное предложение: восстановить закрытый в 1948 году Музей нового западного искусства (ГМНЗИ), созданный на основе национализированных коллекций двух московских купцов. Предложение это могло серьезно повлиять на всю музейную карту России — коллекция ГМНЗИ была разделена между Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина (который Антонова возглавляла с 1961 года) и Государственным Эрмитажем. Будь оно принято, Эрмитаж лишился бы всех своих импрессионистов (сейчас они занимают третий этаж этого музея), а в Москве появилась бы новая, мощная институция. Которая к тому же вошла бы составной частью в музейный квартал, который Антонова создавала на протяжении многих лет.

Президент с Антоновой вроде бы согласился, но отдал окончательное решение на откуп культурному сообществу, которое выступило резко и единодушно против перемещения музейных фондов.

Главными противниками восстановления ГМНЗИ оказались директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и музейное сообщество Петербурга в целом. Противостояние закончилось полной победой Пиотровского: оба музея остались при своих коллекциях, а восстановление ГМНЗИ было предложено сделать исключительно виртуальным. И уже в начале июля ГМИИ была назначена куратор Марина Лошак, а Антонова стала его президентом; в музейном сообществе эта должность считается скорее почетной. Кроме того, разработанный знаменитым Норманом Фостером проект музейного квартала был в итоге отвергнут, а новый проект еще только будут выбирать через архитектурный конкурс. Впрочем, саму идею создания такого квартала в центре Москвы власти поддержали, а правительство выделило 22 млрд руб., требуемые на его создание.

Закончился год для Антоновой орденом Восходящего солнца — наградой от Японии.

Группа юбилейного года

Художник Ксения Перетрухина, режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский и Андрей Стадников, театроведы Анна Банасюкевич и Лиза Спиваковская подготовили программу к юбилею одного из самых знаковых московских театров --Театра на Таганке; она стала выпускным проектом Школы театрального лидера, в которой учились участники группы, и получила благословение департамента культуры Москвы. Программа произвела эффект разорвавшейся бомбы: скандал сопровождал выставку «Попытка альтернативы», в рамках которой были представлены манифесты группы.

На спектакле «Репетиция оркестра» Андрея Стадникова зрители (среди которых были и люди, состоящие в штате театра) разговаривали в голос.

Группа юбилейного года попала между Сциллой резко отрицательного отношения части труппы к новшествам «чужаков» и Харибдой безрезультатных переговоров молодых революционеров с основателем театра Юрием Любимовым: заручиться ни его участием, ни его благословением не удалось. Выставка должна была работать до 23 декабря, однако ее демонтировали на неделю раньше. Тем не менее стойкости группы можно позавидовать: несмотря на все противодействие, выпускники ШТЛ намерены продолжать реализовывать свой проект.

Кирилл Серебренников

Популярный столичный режиссер в феврале 2013 года дал старт работе нового театральной площадки — «Гоголь-центра», образованного на базе заштатного Московского драматического театра имени Гоголя. Скандалы, связанные с конфликтом с трудовым коллективом, остались в 2012-м, а в завершающемся году в центре появились четыре резидента — студия Владимира Панкова «Саундрама», танцевальная компания «Диалог-данс», собственно труппа бывшего Театра Гоголя, а также возглавляемая Серебренниковым учебная «Седьмая студия». За год здесь вышло без малого два десятка премьер, среди которых были пьесы по киносценариям («Братья» Алексея Мизгирева , «Страх» Владислава Наставшева по «Страх съедает душу» Фассбиндера, «Идиоты» самого Серебренникова по сценарию одноименного фильма Ларса фон Триера), а также постановки по современной драматургии и прозе. Первый год работы прошел плодотворно и для всех молодых постановщиков, которых приглашал театр (среди них — Денис Азаров, Женя Беркович, Давид Бобе), и для самого худрука: он уже выпустил в «Гоголь-центре» четыре премьеры.

Константин Богомолов

Пожалуй, не было в минувшем году театрального режиссера заметнее. Константин Богомолов в 2013 году поставил в МХТ два спектакля. «Идеальный муж. Комедия» отошел от оригинального произведения Оскара Уайльда максимально далеко. В постановке о любви министра резиновых изделий к звезде шансона в кажущейся дикой, но на самом деле продуманной пляске режиссерского ума перемешались тексты Гете, Чехова, Уайльда и еще десятка классических авторов.

В спектакле доставалось всем — и Кремлю, и президенту, и чиновникам, и поп-звездам, и даже Олимпиаде в Сочи.

Это было высмеивающее и выжигающее, будто кислота, проникновение не в политику, но в метафизику современной нам русской жизни — фарс, который, как ни странно, называет своими словами все, что происходило и происходит в современной нам реальности. Второй, «Карамазовы», стал для Богомолова opus magnum: если «Идеальный муж» и вправду был комедией (хоть и, скажем так, чернейшей), то постановка по Достоевскому таковой совсем не кажется.

Радикал Богомолов устраивает пятичасовой разбор текста Достоевского средствами современного театра, два акта набрасывая идеи и вводя действие, а в третьем скручивая их в тугой жгут.

Обе постановки идут в МХТ с аншлагами. «Карамазовы» же стоили режиссеру места помощника худрука в МХТ: после требований Олега Табакова отредактировать спектакль Богомолов подал заявление об уходе (что интересно, МХТ не стал редактировать пьесу). Однако самого режиссера едва ли можно считать в этой ситуации проигравшим: в этом и следующем сезонах он будет ставить спектакли в Варшаве и Франкфурте-на-Майне. Кроме того, в декабре на постановку (произведение и название не раскрываются) Богомолова пригласил театр «Ленком».

Александр Велединский

На фестивале «Кинотавр» фильм режиссера Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по роману Алексея Иванова, вызвал восторженную реакцию у большинства критиков. Раз за разом повторялась реплика «Служкин — это я» (видеть в главном герое себя — редкое для российского кино удовольствие), звучали комплиментарные сравнения с советским кино. Потом посыпались награды: Главный приз кинофестиваля, приз за лучшую мужскую роль Константину Хабенскому, приз за лучшую музыку к фильму Алексею Зубареву, приз жюри кинопрокатчиков. Последнее обнадеживало:

несмотря на присутствие Хабенского в главной роли, производство фильма столкнулось с финансовыми трудностями, а прокатные перспективы оставались туманными.

Прокат состоялся, сборы перевесили бюджет, количество хвалебных отзывов позволило продолжить разговор о возрождении веры российского зрителя в отечественное кино — Велединский довел трудно дававшееся дело до конца.

Алексей Герман

В этом году на Римском кинофестивале состоялась премьера последнего фильма Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом». Идея экранизировать повесть братьев Стругацких появилась у режиссера еще в 1960-х, к съемкам фильма с Леонидом Ярмольником в главной роли Герман приступил в 2000 году. В 2007-м Ярмольник рассказывал о том, что заканчивается озвучание, в феврале 2008-го Герман показал нескольким зрителям черновую версию картины.

Работа над звуком продолжалась до самой смерти Германа 21 февраля 2013 года. Завершали работу над картиной его сын Алексей Герман-младший и вдова и соавтор Светлана Кармалита.

И как ни относись к этому фильму, но его выход стал одним из самых значимых и обсуждаемых событий года.

Жора Крыжовников

Главным событием в российском кинопрокате стал успех комедии «Горько!», режиссером которой значится Жора Крыжовников — человек, о котором мало кто до этого фильма слышал. По состоянию на 15 декабря сборы картины с бюджетом, который оценивается примерно в 50 млн руб. (около $1,5 млн), составили 812 млн руб. (около $25 млн). Это дало повод заговорить о том, что российское кино, не вызывающее отвращения (большинство критиков отнеслось к «Горько!» крайне доброжелательно), может быть успешным.

Настоящее имя человека, который такое кино снял, — Андрей Першин.

Выпускник ГИТИСа (мастерская Марка Захарова) не нашел себе места в театре, ушел зарабатывать на телевидение, а псевдоним придумал, чтобы подписывать им вещи, сделанные не ради денег, а для самореализации. Когда Тимур Бекмамбетов увидел короткометражку Жоры Крыжовникова «Проклятие», студия «Базелевс» доверила молодому постановщику картину с бюджетом $1,5 млн. Жора перепридумал сценарий в соавторстве с Алексеем Казаковым и снял комедию про русскую свадьбу в Геленджике так, словно это реальные хроники маленького апокалипсиса, запечатленные на видеокамеру одним из участников событий. От сравнений с «Реальностью.doc» и «Реальными пацанами» автор открещивается, апеллируя к Ларсу фон Триеру.

Валерий Тодоровский

Лучшим сериалом уходящего года однозначно стала «Оттепель» — первый многосерийный телефильм Валерия Тодоровского («Страна глухих», «Стиляги»), в котором он рассказал о нравах советских кинематографистов начала 1960-х. Впрочем, период хрущевской оттепели был представлен только антуражем (за который, кстати, сериал ругали), а сам сериал Тодоровского оказался фильмом о современности со всеми ее недостатками и проблемами. Крайне удачный подбор актеров (Михаил Ефремов, Евгений Цыганов, Александр Яценко, Виктория Исакова и многие другие), плотный, насыщенный событиями сюжет и сериальный ритм, больше подходящий не привычному нам горизонтальному, непрерывному программированию, а американскому вертикальному — когда в неделю показывают по одной серии.

По телерейтингам, кстати, «Оттепель» однозначным лидером не стала: показатели перекрыл, например, «Нюхач».

Но вот обсуждали фильм Тодоровского, кажется, все.

Федор Бондарчук

Федору Бондарчуку для звания героя года вполне хватило бы одного повода: его фильм «Сталинград», представляющий собой вполне мифологическую историю обороны одного дома во время Сталинградской битвы, стал чемпионом российского проката:

фильм собрал самую большую сумму в его истории — более $50 млн.

Сборы были велики и в нематериальном выражении: фильм стал если не самым обсуждаемым в году, то одним из самых обсуждаемых. Еще один повод для гордости у Бондарчука«Ленфильм», председателем совета директоров которого он стал (вдобавок в членстве в таком же совете на подмосковной студии «Главкино»). После нескольких лет вражды с ленфильмовской общественностью ему удалось договориться с Эдуардом Пичугиным (он занял пост генерального директора петербургской киностудии). На Международном культурном форуме два руководителя отчитались в том, что дела «Ленфильма» идут на поправку. Правда, далеко не все проекты, представленные ими в качестве находящихся в разработке, производили впечатление, но победителей, как известно, не судят.

Новости и материалы
В деле о поставках «Калашникову» бракованных деталей появился первый фигурант
В Тбилиси у здания парламента готовят площадку для митинга оппозиции
Украина получила от Литвы электрогенераторы и запчасти к бронетранспортерам
В Чернигове произошли взрывы
Сахарный диабет связали с уменьшением объема мозга
Итальянский журналист объяснил причину снижения уровня жизни в стране
Фигурист Дикиджи выиграл этап Гран-при России
На Украине сообщили о взрывах в Харькове
Депутат Лантратова рассказала, как отмечают День матери в ее семье
В Кемерово трамвай слетел с рельсов и перегородил проспект
Посол рассказал, как Турция помогла Украине
Звезда группы «Иванушки International» станет дедушкой во второй раз
Названы самые эффективные для снижения давления овощи
Ученые раскрыли секрет здоровья мозга для людей старше 70 лет
На Украине усомнились, что США предоставят противоракетную систему THAAD
В Совфеде обвинили главу МИД Франции в отсутствии ума из-за его слов об Украине
Водитель расстрелянной в Марксе «Оки» ехал с букетом поздравить мать с Днем матери
В Британии рассказали о возможном размещении солдат ВСУ в Европе
Все новости